В России в последние годы растет доля выездных налоговых проверок, которые закончились выявлением нарушения. Например, в Москве за первое полугодие 2025-го без доначислений завершились только 2,56% проверок, тогда как год назад показатель составил 4%, свидетельствуют данные ФНС. Также растут суммы доначислений — по итогам как выездного, так и камерального контроля. Тенденция связана в том числе с тем, что налоговики совершенствуют предпроверочные мероприятия и уже автоматически могут выявить получающие необоснованную выгоду звенья, говорят эксперты
Доначисления чаще
В первом полугодии 2025-го только 2,2% выездных налоговых проверок в целом по России окончились без доначислений, говорится в отчете консалтинговой компании «ТеДо» по данным статистики Федеральной налоговой службы (ФНС), с которым ознакомился Forbes. Например, в Москве за первые шесть месяцев 2025-го без доначислений завершились 2,56% проверок — примерно один из 40 случаев. В 2024 году за этот же период показатель составил 4% (один из 25 случаев), в 2023-м — 5,56%, а в 2022-м — 6,75%. В целом по стране в первом полугодии доля нерезультативных проверок была такой же, как в том же периоде 2024-го (2,2%, по итогам всего года — 2,6%), а в 2022-2023 годах была выше (5% и 3,5% соответственно).
Показатель свидетельствует о повышении эффективности риск-ориентированного подхода налоговых органов при назначении выездных проверок, отмечается в отчете. Теперь «для налогоплательщика шанс выйти из выездной проверки без доначислений минимален», отмечают в «ТеДо». В Минфине перенаправили запрос Forbes в ФНС, в ФНС на момент публикации на него не ответили.
Выездных проверок, оконченных без выявления нарушений, становится меньше потому, что инспекторы совершенствуют аналитические процедуры и предпроверочные комплексы, отметил партнер практики налогового консультирования и налоговых споров BGP Litigation Денис Савин. Также вводятся новые системы, например Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей, который в автоматическом режиме позволяет выявлять звено, получающее налоговую выгоду, добавил он.
Налоговики еще на предпроверочном этапе определяют круг потенциальных нарушений и перспективы их доказывания, и если на этой стадии гипотеза о нарушении выглядит слабой, проверка не назначается, говорит старший юрист налоговой практики CLS Ирина Лоскутникова. В пул проверок попадают только те случаи, где у инспекции уже есть серьезные аргументы, уточнила эксперт.
Фокус внимания налоговых органов сместился на предпроверочный анализ, согласен партнер группы разрешения налоговых споров Kept Антон Степанов. По итогам анализа налоговики представляют компании выявленные риски и предлагают добровольно доплатить налоги и избежать штрафов, пояснил он. В случае отказа инспекция инициирует выездную проверку. То есть к моменту ее назначения налоговый орган уже знает, что искать. Это повышает размер доначислений во время проверок и снижает долю мероприятий без доначислений, продолжает эксперт. Однако логика налоговиков из предпроверочного анализа далеко не всегда сохраняется к окончанию выездной проверки при грамотном отстаивании налогоплательщиком своих прав, подчеркивает Степанов. В то же время процедуры предпроверочного анализа не урегулированы в Налоговом кодексе, соответственно, не работают закрепленные в нем гарантии прав налогоплательщиков — бизнесу в такой ситуации сложнее защищаться, указал он.
Предприниматели видят, что налоговые органы стали более скрупулезно подходить к выявлению сложных схем, которые раньше скрыть было легче, говорит руководитель экспертного центра «Деловой России», председатель координационного совета АНО «Центр защиты бизнеса» Екатерина Авдеева. По ее информации, особое внимание уделяется дроблению бизнеса, использованию компаний-однодневок и другим схемам по минимизации налоговой базы. Почти все они вскрываются до начала выездной проверки, сказала эксперт.
Так, перестала работать старая логика о малой вероятности выездной проверки, отмечает Ирина Лоскутникова. Теперь, «если вы в группе риска, проверка почти неизбежна и ее последствия будут разорительными». Бизнесу становится критически важно сместить акцент на проактивное управление налоговыми рисками, обеспечивая экономическую оправданность всех операций.
Суммы больше
На протяжении последних семи лет устойчиво растут средние суммы доначислений как по результатам выездных налоговых проверок, так и камеральных (проверка отчетности бизнеса без выезда после подачи декларации), следует из отчета «ТеДо». Например, средняя сумма доначислений за выездную налоговую проверку в Москве и Санкт-Петербурге за первое полугодие 2025-го достигла максимума с 2018-го — 120,68 млн и 248,79 млн рублей соответственно.
За первое полугодие 2025-го в сравнении с тем же периодом 2024-го на 15% выросло общее количество выездных налоговых проверок и число таких мероприятий с нарушениями.
При этом количество камеральных проверок с нарушениями уменьшается с 2022 года, но растет средний размер доначислений по ним, говорится в отчете. Это указывает на повышение эффективности риск-ориентированного подхода и в рамках камерального контроля, в том числе за счет более пристального внимания налоговиков к отработке рисков, выявленных автоматизированно.
На рост сумм доначислений за выездную налоговую проверку могут влиять разные факторы. Среди них — доначисление в результате различных переквалификаций, объясняет партнер практики по разрешению споров с государственными органами и коммерческих споров «ТеДо» Раиса Алексахина. В большинстве случаев основанием для доначислений по результатам проверки является переквалификация сделок, операций, структур бизнеса, например при выявлении дробления. В таких ситуациях задействованы большие обороты, что и приводит к большим доначислениям, отметила она. Эксперт также выделяет в числе факторов повышение эффективности предпроверочного анализа.
«В отношении же камеральных проверок рост доначислений вызван прежде всего более качественной проработкой данных уже в рамках самих проверок», — продолжает Алексахина. Раньше они в основном сводились к технической проверке правильности отраженных данных в документах, теперь все чаще выявляются риски и нарушения, которые ранее обнаруживались только при выездных проверках.
Одной инфляцией рост суммы доначислений не объяснить — увеличение показателя не первый год опережает темпы роста цен, отмечает Денис Савин из BGP Litigation. Налоговые органы в первую очередь стремятся проверять наиболее крупный бизнес и более масштабные сделки, добавил он.
«Рекордные средние суммы доначислений в Москве и Санкт-Петербурге — это результат ориентированной политики налоговых органов в отношении компаний с большими оборотами и сложными операциями», — согласна Ирина Лоскутникова из CLS. ФНС становится все более «цифровой» и аналитической, а ее действия — все более предсказуемыми для добросовестного бизнеса и крайне болезненными для недобросовестного, подчеркнула она.
До 2024 года среднее доначисление росло за счет повышения эффективности налогового контроля, говорит партнер департамента налогов и права компании ДРТ Антон Зыков. «После достижения максимальной эффективности есть только два пути для увеличения доначислений в денежном выражении: либо увеличивать количество проверок, либо придумывать новые агрессивные виды претензий к налогоплательщикам в надежде, что суды их поддержат», — полагает он. В результате в 2025 году наблюдается как рост количества проверок, так и большое количество доначислений от 1 млрд рублей и выше, подчеркнул он.
Ужесточение налогового контроля, о котором свидетельствуют данные ФНС, является крайне чувствительным для бизнеса, говорит Екатерина Авдеева из «Деловой России». Рекордные средние суммы доначислений в таких крупных экономических центрах, как Москва и Санкт-Петербург, означают, что финансовая нагрузка на бизнес в случае проверки кратно возрастает. Если раньше доначисления могли быть существенными, то теперь они зачастую достигают критических значений, ставя под угрозу стабильность и даже существование компаний, считает она.
Мария Перевощикова
17 сентября 2025 года, Forbes.
