Российским предпринимателям могут упростить отчетность по НДФЛ и предзаполнить декларации по НДС, такие инициативы рассматриваются в рамках разрабатываемой национальной модели целевых условий ведения бизнеса, сообщает РБК. Эксперты отметили, что запрос на упрощение таких процессов — огромный, однако бизнес опасается проблем из-за ошибок при отображении данных в системах автоматизации и низкого уровня цифровизации в небольших компаниях
Бизнесу в России могут упростить отчетность по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и предзаполнить декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС), пишет РБК. Такие инициативы рассматриваются в рамках разрабатываемой национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года. Проект разработан в правительстве совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и деловыми объединениями, его утверждение ожидается до конца 2025 года, отметило издание.
В «дорожной карте» модели, нацеленной на упрощение налогового администрирования, указаны три изменения: ежегодная вместо ежеквартальной отчетность по НДФЛ для малого и среднего бизнеса, сокращение отчетности по обособленным подразделениям и ее интеграция в отчетность головных компаний, а также разработка налоговыми органами предзаполненных деклараций по НДС. В Минфине изданию пояснили, что проект пока формируется и находится на стадии утверждения в министерстве экономического развития и Агентстве стратегических инициатив. В АСИ отметили, что, несмотря на это, суть мер сохранится неизменной.
Национальная модель целевых условий ведения бизнеса — это стратегический план из KPI и «дорожных карт» по 11 направлениям, одно из них — налогообложение. Он должен способствовать увеличению инвестиций в основной капитал на 60% к 2030 году по сравнению с 2023-м и позволить России войти в первую двадцатку рейтинга Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Business Ready, в который страну планируется включить в 2027 году, пояснил РБК.
Юристы, опрошенные изданием, отметили, что в данный момент декларация по НДС — один из самых трудоемких документов, так как для ее составления нужно подтверждать налоговые вычеты, сопоставлять книги покупок и продаж, корректировать расхождения, а также сверять счета-фактуры и регистры. В случае наличия ошибок в отношении компаний проводятся камеральные проверки и могут быть заблокированы счета. «Поэтому запрос на упрощение огромный», — пояснил юрисконсульт «Правокард» Александр Чернышов.
Менеджер Quattor Advisory Артем Мишин отметил, что в проекте, скорее всего, будет идти речь об автоматизации налогового администрирования через специальное программное обеспечение (ПО), витрины данных и интеграцию с банками, поскольку именно на их счета поступают доходы предпринимателей. Руководитель практики международной консалтинговой компании Stream Евгений Тимин добавил, что государство уже активно использует информационную систему контроля за налогом на добавленную стоимость — АСК НДС-2, которая автоматически контролирует уплату этого налога, а также собирает и анализирует данные о сделках. Таким образом, техническая база для формирования предзаполненных деклараций уже есть, подчеркнул он. Тимин считает, что предзаполнение деклараций очень помогло бы малому бизнесу, который часто ограничен в ресурсах для ведения бухучета и подготовки отчетности.
В то же время юрист отметил и риски такой инициативы — в средних и крупных компаниях опасаются некорректного отображения операций в системе, например, из-за внутренних корректировок, а также операций, не подлежащих налогообложению, или ошибок контрагентов. Это потребует доработки документов со стороны налогоплательщика. Гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев считает, что налогоплательщикам можно дать право проверять и утверждать данные из предзаполненной налоговыми органами декларации, а также вносить в нее изменения. Юристы подчеркнули, что в любом случае ответственность за содержание документа несет налогоплательщик.
Еще одной проблемой могут стать бумажные счета-фактуры, так как они не попадают в систему АСК НДС-2, в этом случае бизнесу придется самостоятельно вносить данные, что увеличивает вероятность ошибок и трудозатраты, добавил Тимин. Помимо этого, большое количество небольших компаний не работают в цифровых системах, таким образом, затруднения вызовет и неравномерная цифровизация бизнеса, пояснил СЕО бухгалтерии для бизнеса «Мое дело» Дмитрий Богод.
По мнению эксперта проекта «Контур.Экстерн» Михаила Пархоменко, предзаполнение деклараций не намного облегчит бизнесу работу, так как самое сложное в таких документах — правильное формирование указанных книг продаж и покупок в электронном виде, без которых ФНС не сможет сама сформировать сводную отчетность. Управляющий партнер Antero Consulting Group Анастасия Шестакова указала, что на практике нововведение может только добавить проблем — бизнесу придется формировать собственную отчетность, чтобы сравнивать с автоматически сформированной, искать ошибки контрагентов или подавать уточненные декларации.
В части сокращения отчетности по обособленным подразделениям следует учитывать, что от бизнеса потребуется донастройка учетных систем для интеграции данных от филиалов, отметил Дмитрий Богод. «У корпораций с разветвленной структурой и разными информационными системами это может вызвать сложности, особенно на первом этапе», — согласился с его точкой зрения Чернышов. Эксперты также считают, что эта задача потребует и изменения учета налогоплательщиков — на данный момент каждый филиал регистрируется в своей ИФНС, а после нововведения необходимо будет создавать систему перераспределения налоговых поступлений между субъектами и муниципалитетами, так как некоторые налоги уплачиваются по месту нахождения обособленного подразделения.
Директор дивизиона развития инвестклимата АСИ Михаил Уткин добавил, что изменения, прописанные в «дорожной карте» проекта, призваны сократить время, которое бизнес тратит на налоговое администрирование. Например, сокращение отчетности с ежеквартальной до ежегодной по форме 6-НДФЛ позволит сократить время, затрачиваемое на отчетность, примерно на 16 часов в год. «С учетом наличия около 2,2 млн коммерческих организаций (без самозанятых и ИП), совокупный эффект от такой реформы может снизить временные затраты бизнеса почти на 35 млн часов в год», — отметили в АСИ.
По данным АСИ, полученным на основе методологии рейтинга Всемирного банка Business Ready, в среднем российский бизнес тратит на подготовку отчетности около 160 часов в год, цель — сократить значение до 90 часов, добавил Уткин. Переход на более редкую отчетность может стать проблемой в контексте эффективности проверки данных и при смене в компании бухгалтера — в обоих случаях возникает риск накопления ошибок, которые будут обнаружены лишь в конце отчетного периода и могут привести к большому числу перерасчетов и спорам с налоговой службой, отметил Михаил Пархоменко.
Чернышов считает, что предзаполненные декларации по НДС могут сократить нагрузку на бизнес на 30–50%. По мнению Тимина, эффект возможен при условии полного перехода всех плательщиков НДС на электронные счета-фактуры и при корректном отражении начислений по НДС в системе налоговых органов, в чем пока есть сомнения. По мнению Анастасии Шестаковой, сокращение нагрузки будет символическим, а нововведения на этапе внедрения вызовут дополнительную нагрузку — как экономическую, так и практическую. Мирзоев оценил эффект в зависимости от масштаба бизнеса — для МСП он будет значительным, так как сократится число отчетов и упростится НДС, однако для крупного бизнеса экономия будет незначительной, а в части НДС — даже отрицательной, так как бухгалтерам крупных предприятий придется перепроверять данные за сотрудниками налоговых органов.
Евгения Белкова
24 ноября 2025 года, Forbes.
