Финам || Это будет дорого. Как мобилизация скажется на бизнесе?

26 сентября 2022 г.

Правовая база. 21 сентября В. Путин своим указом объявил о частичной мобилизации и о дополнительных мерах по выполнению государственного оборонного заказа – руководители предприятий должны отвечать за «наращивание выпуска вооружений и военной техники, развёртывание дополнительных производственных мощностей», а правительство – незамедлительно обеспечивать для этого необходимые ресурсы. За день до этого Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях закон о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, который вводит уголовную ответственность за нарушение обязательств по гособоронзаказу.

Подготовка к переводу экономики на мобилизационные рельсы началась еще летом. В июле был принят закон, дополнивший закон «Об обороне» статьей 26 «Обеспечение проведения Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами Российской Федерации».

В соответствии с этими изменениями, правительством могут приниматься решения о введении специальных мер в экономике. В частности, в случае принятия таких решений, юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения договоров с госкомпаниями (в соответствии с положениями закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 223-ФЗ) и госконтрактов («О контрактной системе», 44-ФЗ). В начале августа были приняты законы, наделяющие правительство особыми полномочиями в регулировании трудовых отношений в организациях оборонного-промышленного комплекса (ОПК), занятых выполнением гособоронзаказа – разрешается привлекать работников без их согласия к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, переносить их отпуска или досрочно отзывать из отпусков.

Эти изменения пока на практике, вероятно, почувствовали немногие. Однако они создают основу для возможного перехода от пока еще в основном рыночной экономики к мобилизационной. Масштабы этого перехода пока трудно оценить. Речь может идти, скорее всего, о промышленных предприятиях, возможно и о компаниях технологической сферы. Это может означать, что предприятия будут обязаны переориентироваться на выпуск продукции, сырья, комплектующих, необходимых для ВПК, сокращая производство гражданской продукции.

Бюджет. При увеличении масштабов гособоронзаказа будет расти доля экономики, зависимая от бюджетного финансирования, что может усложнить обеспечение сбалансированного бюджета в случае заметного сокращения доходной базы. Бюджет на предстоящую 3-летку является планово-дефицитным, причем, планируемый дефицит будущего года (около 2% ВВП) почти вдвое выше июньских проектировок Минфина, учитывавшихся ЦБ РФ при формировании сценариев ДКП. Более мягкая бюджетная политика может заставить ЦБ РФ поддерживать более высокий уровень процентных ставок в экономике. Это значит, что бизнесу вне льготных программ кредитования финансовые ресурсы будут обходиться дороже. Пока Минфин планирует финансировать бюджетный дефицит за счет заимствований, не расходуя средства ФНБ, т.е. у государства остаются резервы. Но в какой-то момент, если ситуация с бюджетом окажется хуже ожиданий, государство может быть поставлено перед необходимостью увеличивать налоговую нагрузку (что уже делается для ряда отраслей) и/или сокращать незащищенные статьи расходов.

Трудовые ресурсы, поведение экономических агентов. При заявленном властями относительно небольшом масштабе частичной мобилизации (до 300 тыс. человек) ее психологический эффект может быть сильнее из-за неоднозначных критериев, по которым граждане могут быть мобилизованы (по словам С. Шойгу, мобилизационный ресурс составляет 25 млн человек). Такая неопределенность правовых оснований и тем более возможной практики их применения может вызывать беспокойство и оказывать влияние на поведение значительно большего, чем 300 тыс., количества людей, их семей, работодателей и т. д. Указ В. Путина о частичной мобилизации установил, что отсрочку получат работники предприятий ОПК. Сейчас начинают появляться некоторые дополнения – например, Минобороны выпустило разъяснения, какие категории граждан не попадают под частичную мобилизацию. На военную службу не будут призывать граждан с высшим образованием, работающих по отдельным специальностям в банковской и IT-сфере, сотовых операторах, а также в СМИ.

Гособоронзаказ обеспечивает загрузку производственных мощностей и занятость. Однако для «гражданского» бизнеса доступность трудовых ресурсов может сократиться. Для рынка труда изъятие 300 тыс. работников для мобилизации, возможный переток сотрудников в организации, дающие отсрочку, а также миграционный отток (прежде всего, молодых и трудоспособных мужчин) может означать увеличение дефицита рабочей силы. Это может относиться и к «синим воротничкам», и к высококвалифицированным работникам, на подготовку которых требуется значительное время и ресурсы. Компаниям придется в срочном порядке искать им замену, что может потребовать увеличения затрат. С другой стороны, из-за неопределенности, как в целом будет развиваться ситуация в экономике, предприниматели в бизнесах, не связанных с ВПК, могут занять более осторожную позицию, сокращая расходы и откладывая планы развития бизнеса до лучших времен. Эта же неопределенность может транслироваться и в поведение населения (неуверенность в будущем может ограничивать спрос, способствуя сохранению слабой потребительской активности).

Санкции. Решение о частичной мобилизации, референдумы о присоединении к России ДНР-ЛНР и еще двух областей, находящихся на украинской территории, могут стать поводами для расширения западных санкций. Так, глава ЕК Урсула фон дер Ляйен призвала к дальнейшим ограничениям экспорта технологий в Россию, т.к., по ее словам, «Россия движется к экономике военного времени». Может быть усилен контроль за параллельным импортом запрещенной продукции в Россию. В этом случае российские предприятия могут испытывать еще больше проблем с приобретением современного оборудования, запчастей и технологий для операционной деятельности – старая производственная база начнет постепенно деградировать без возможности ремонта/модернизации, импортозамещение будет затруднено.

Качество экономики. Несмотря на существенные структурные изменения, российская экономика до сих пор остается рыночной. Это дает огромное преимущество в виде гибкости, способности быстро адаптироваться к изменениям внешних условий, находить возможности для преодоления препятствий. Чем более централизованной и управляемой «по заданиям» станет структура экономики, тем быстрее она будет утрачивать эти преимущества, тем меньше она будет ориентирована на запросы потребителя, которые, в конечном итоге, и являются основным драйвером развития.

Беленькая Ольга
руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам"
23 сентября 2022 года, Финам.