Актуальность – главное достоинство всех вопросов, в той или иной степени отражающих озабоченность всех участников рынка в оптимизации энергозатрат своих предприятий. Бюджетная сфера, частный бизнес, производство продукции или предоставление услуг – все заинтересованы в увеличении доходов. Снижение энергозатрат – это самый верный путь к намеченной цели. Так кому же необходимо создание собственной энергосбытовой компании (ЭСК)?
Разумеется, в первую очередь это будет актуальным для компаний, которые имеют в составе холдинга предприятия, являющиеся крупными потребителями, для которых можно осуществлять покупку электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии, но которые не могут делать это самостоятельно как субъект оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ). В этом случае создается дочерняя компания холдинга, которая заключает договоры со всеми предприятиями холдинга и уже от своего имени и лица производит их вывод на ОРЭМ. При этом вся экономическая эффективность от поставки электрической энергии напрямую с оптового рынка остается у этой энергосбытовой компании.
Во-вторых, создание собственной ЭСК будет актуальным для потребителей, имеющих большое количество небольших точек поставки (например, базовые станции или розничные магазины). В этом случае собственная энергосбытовая компания позволит перейти на единую форму договора, привести к оптимальным условиям процесс закупки электрической энергии у всех поставщиков на розничном рынке электрической энергии и мощности и наладить эти бизнес-процессы. То есть создание ЭСК поможет навести порядок в электроснабжении компании. Кроме того, в этом случае будет возможно перейти к оптимальным ценовым условиям закупки электроэнергии, своевременно отслеживать изменения законодательства и принимать необходимые решения.
В-третьих, создание собственной энергосбытовой компании может быть целесообразно для потребителей, перед которыми стоит задача самостоятельно управлять процессом закупки электрической энергии (например, это целесообразно для владельцев торговых и бизнес-центров и других объектов собственной коммерческой недвижимости).
В-четвертых, это, конечно, объекты бюджетной сферы – практически все без исключения, начиная с организаций и учреждений по направлениям вплоть до министерств.
Оценить экономическую эффективность от создания собственной ЭСК достаточно просто в первом случае: она составит «сэкономленный» размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (от 10 до 50 копеек за каждый потребленный кВт*ч в зависимости от исходных характеристик).
Что касается второго, третьего и четвертого случаев, то размер эффективности необходимо рассчитывать в индивидуальном порядке.
Основным результатом создания собственной энергосбытовой компании является:
- снижение стоимости электроэнергии;
- контроль значительного финансового потока, ранее поступавшего напрямую поставщикам электроэнергии;
- возможность исключить из себестоимости продукции затраты на электротехнический персонал, в обязанности которого включено взаимодействие с поставщиками электроэнергии;
- возможность исключить из себестоимости продукции дополнительные затраты, возникающие за счет искажения условий договора поставки и неточностей в определении технических условий;
- возможность получать дополнительный доход от реализации электроэнергии другим потребителям, присоединенным к электросетям собственника энергосбытовой компании;
- возможность легко адаптироваться к происходящим очередным изменением условий работы и конъюнктуры рынка электроэнергии.
Что же необходимо делать для создания собственной ЭСК?
В долгосрочной перспективе список мероприятий может выглядеть так:
- проводится оценка экономической целесообразности создания собственной энергосбытовой компании, рассчитываются уровень необходимых инвестиций, срок возврата;
- проводится создание оргструктуры энергосбытовой компании;
- организуется подбор персонала;
- проводится разработка основных бизнес-процессов энергосбытовой компании;
- расторжение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и заключение договора купли-продажи электроэнергии с новой энергосбытовой компанией;
- заключение договора оказания услуг по передаче электроэнергии с сетевой компанией;
- поиск оптимальных подрядчиков для создания системы коммерческого учета электроэнергии (внедрение АИИС КУЭ), контроль проводимых подрядчиком работ;
- подготовка документов для получения статуса участника оптового рынка электроэнергии и мощности;
- получение акта допуска к торговой системе оптового рынка электроэнергии. Начала торгов электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии.
Сергей Коровин, председатель комитета по энергетике ТПП Воронежской области