Какие знаковые налоговые законопроекты сопровождает в Госдуме Торгово-промышленная палата (ТПП) России, как удалось повлиять на доработку законопроекта о дачной амнистии — об этом в подробном интервью по итогам завершившейся осенней сессии Государственной думы ФБА «Экономика сегодня» рассказал президент ТПП РФ Сергей Катырин.
— Сергей Николаевич, не так давно завершилась первая сессия Государственной думы нового восьмого созыва. Как Вы ее оцениваете и какие «собственные» наработки сопровождала палата?
— Несмотря на то что осенняя сессия была не столь продолжительной, можно отметить, что качество принимаемых законов стало существенно лучше. Депутаты приняли 143 федеральных закона (палата сопровождала порядка 60). Это меньше, чем в предыдущие сессии, но и новый депутатский состав начал работать с октября, и качество принимаемых поправок стало существенно лучше. Для примера. Сейчас на рассмотрении Думы находится порядка 1000 законопроектов, вместе с тем совсем недавно их было более 2000. Многие из них были сняты с рассмотрения или возвращены к процедуре первого чтения и затем отклонены. Экспертная проработка законов в новой Думе, безусловно, стала выше.
Что касается инициатив, выдвинутых палатой. Отмечу некоторые из них, которые уже внесены в Государственную думу и ждут рассмотрения в первом или втором чтениях. Мы предложили исключить обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлять сведения о лицензиях в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это позволит существенно снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, а также обеспечить достоверность сведений о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся в государственных реестрах.
Наряду с участием в масштабной работе совместно с Минюстом по новому КоАП РФ мы работаем и над точечными изменениями в этой части. Палата предложила уточнить субъектный состав хозяйствующих субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности за действия арендатора, нарушающие нормы миграционного законодательства. Из указанного субъектного состава нами предлагается исключить арендодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), которые не имеют возможности осуществлять контроль за правомерностью привлечения арендатором иностранных и лиц без гражданства к трудовой деятельности. Принятие законопроекта позволит предотвратить случаи привлечения к административной ответственности предпринимателей, которые в условиях равноправных арендных правоотношений не могут контролировать своих контрагентов (арендаторов).
Еще одна инициатива наделяет управляющие компании полномочиями по контролю за соблюдением арендаторами трудового и миграционного законодательства в арендуемых производственных, складских, торговых, служебных, подсобных или иных помещениях. Реализация законопроекта позволит предотвратить необоснованное привлечение управляющих компаний к ответственности, а также будет способствовать соблюдению законодательства на розничных рынках. Надеюсь, что эти законодательные инициативы Палаты будут включены в повестку приоритетных законопроектов, которые в период весенней сессии рассмотрит Дума.
— Как известно, в условиях пандемии палата выдавала свидетельства по внутренним форс-мажорам. Расскажите, пожалуйста, удалось ли в период завершившейся осенней сессии внести поправки по законодательному регулированию данного вопроса.
— Я бы уточнил, что речь идет не о поправках, а о самостоятельном законопроекте, который был поддержан Правительством РФ и внесен им в Госдуму. Несколько лет назад была принята новая редакция закона о ТПП, но пандемия и другие обстоятельства продиктовали нам необходимость актуализации текста документа еще раз.
Законопроектом предлагается предоставить торгово-промышленным палатам полномочия по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы в рамках внутрироссийской экономической деятельности. Предусматривается также, что ТПП РФ определяет торгово-промышленные палаты, которые вправе осуществлять свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы, возникших при исполнении договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств в рамках налоговых правоотношений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении предварительно намечено на 25 января 2022 года.
— Сергей Николаевич, в течение года палата уделяла большое внимание вопросам развития интеллектуальной собственности. Что удалось сделать с коллегами в законодательном русле?
— Мы долго с коллегами дорабатывали законопроект о внесении изменений в закон о патентных поверенных. Ряд наших предложений был учтен. В частности, теперь в законе записано, что деятельность патентного поверенного является профессиональной деятельностью в сфере получения охраны и обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и может осуществляться лицами, имеющими статус патентного поверенного. Также патентному поверенному предоставлено право на безвозмездной основе запрашивать сведения по предмету деятельности у государственных, муниципальных органов, юридических и физических лиц.
Так как ТПП России тесно взаимодействует с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), мы следим за процессом присоединения нашей страны к международным актам. Отмечу принятый 16 декабря закон «О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях» (от 20 мая 2015 года) в рамках ВОИС, что дает возможность осуществлять международную регистрацию не только наименований мест происхождения товаров, но и географических указаний.
Кроме того, закон позволит обеспечить правовые средства, препятствующие неправомерному использованию наименований мест происхождения и географических указаний, получивших международную регистрацию, а также любому использованию, которое равносильно их имитации.
— В фокусе внимания ТПП весь год была «зеленая» повестка, вопросы углеродного следа и другие актуальные вопросы. Какие законодательные новеллы Вы бы отметили?
— Действительно, обсуждение данных и других вопросов неоднократно проходили на площадке ТПП РФ. Отмечу две законодательные инициативы правительства, которые мы активно сопровождали.
21 декабря были приняты изменения в законодательство об охране окружающей среды в части предотвращения ее загрязнения и установления целевого использования экологических платежей. Так, законом предусмотрен механизм финансового обеспечения (независимая гарантия, договор поручительства, создание резервного фонда) исполнения собственниками отдельных опасных производственных объектов первого и второго классов опасности обязанности по своевременной ликвидации накопленного вреда окружающей среде за пять лет до истечения срока их эксплуатации. В новом законе учтено предложение ТПП РФ о дополнении перечня случаев, когда сроки эксплуатации зданий и сооружений могут быть продлены.
Второй законопроект пока принят только в первом чтении (№37939-8) и касается проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации. Он, если быть более точным, направлен на установление особенностей регулирования отношений, связанных с выбросами и поглощением парниковых газов на территории Сахалинской области. Также им предусмотрена возможность включения в эксперимент отдельных субъектов Российской Федерации. Сейчас мы дополнительно прорабатываем данный вопрос с нашими отдельными региональными палатами.
— Сергей Николаевич, большой общественный резонанс вызвали законопроекты о введении QR-кодов для населения и на транспорте. Участвовала ли палата в этой дискуссии?
— Да, мы не могли отмолчаться по данным важным вопросам. У транспортного сообщества, объединяемого палатой, были предложения по доработке проекта №17358-8. Им, напомню, вводится порядок предоставления гражданам транспортных услуг в случае распространения коронавирусной инфекции и предлагается осуществлять продажу авиационных и железнодорожных билетов только при предъявлении пассажиром медицинской документации, подтверждающей наличие профилактической прививки против коронавирусной инфекции, медицинского противопоказания к проведению профилактической прививки и (или) перенесенного заболевания инфекцией, а также документа, удостоверяющего личность пассажира.
Палата направила в Госдуму заключение, отметив, что проект не в полной мере учитывает особенности продажи билетов на перевозку пассажиров, и предложила его доработать. В частности:
— предусмотреть возможность пассажиру предъявлять документацию о прививке, противопоказаниях к ее проведению или о перенесенном заболевании при посадке, а не во время приобретения билета;
— установить право авиакомпаний осуществлять возврат стоимости авиабилетов по правилам тарифа;
— определить процедуру защиты персональных данных покупателя при размещении в сети Интернет медицинской документации для приобретения билета;
— рассмотреть возможность допуска к перевозкам пассажиров, привитых вакциной иностранного производства либо имеющих антитела к коронавирусной инфекции.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении в целях его существенной доработки перенесли на весеннюю сессию 2022 года.
— Сергей Николаевич, этой осенью в ТПП с успехом прошел уже 17-й по счету Всероссийский налоговый форум. Какие знаковые налоговые законопроекты Палата сейчас сопровождает в Госдуме?
— Отмечу две инициативы. Первая — это законопроект о новом специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Законопроектом предлагается провести до 2027 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан эксперимент по введению специального налогового режима для организаций и индивидуальных предпринимателей, годовой доход которых не превышает 60 млн рублей, с численностью наемных работников до пяти человек. Мы считаем, что это полезная мера для бизнеса, которая существенно упростит ему деятельность.
Более того, в рамках Общественного совета ФНС России уже создана рабочая группа по мониторингу реализации данного проекта, который скоро станет законом, группу возглавил представитель ТПП РФ Александр Селиванов.
Второй законопроект не менее важный и интересный. Речь идет о введении единого налогового счета. Для этого нужны комплексные изменения в Налоговый кодекс, и они при нашем экспертном участии подготовлены.
Суть изменений заключается в том, что вместо существующей обязанности заполнения бизнесом большого количества платежных поручений с множеством разных реквизитов, каждому из них (плательщикам налогов) будет открываться счет в Федеральном казначействе. И бизнес сможет перечислять единый налоговый платеж с указанием в платежном поручении только суммы налога и своего ИНН.
В проекте закона на этапе нулевого чтения были учтены концептуальные замечания палаты:
— сроки предоставления отчетности и уплаты налогов были перенесены с 10 и 15 числа месяца на 20 и 25 число месяца соответственно;
— установлена очередность списания средств с единого счета (сначала погашается недоимка по ранее неуплаченным налогам, затем текущие налоговые обязательства, а уже после этого пени и штрафы);
— предусматривается возможность для бизнеса принять участие в пилотном проекте с 1 июля 2022 года, тогда как новые положения проекта вступают в силу с 1 января 2023 года для всех предпринимателей.
Безусловно, у ТПП РФ традиционно много и своих налоговых инициатив. Сейчас на финальной стадии их прорабатываем, чтобы предложить правительству уже в новом году.
— А есть примеры правительственных законопроектов, которые не поддерживаются палатой и бизнесом?
— Да, и такие примеры есть. Хочу упомянуть законопроект №1172553-7 о реформировании института банкротства. Он сейчас на площадке Думы готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроектом предлагается установить вместо финансового оздоровления и внешнего управления процедуру реструктуризации долгов, а также изменить подход к формированию СРО арбитражных управляющих, их отбору и формированию компенсационного фонда. Мы полагаем, что эти вопросы нуждаются в дополнительном обсуждении с профильным бизнесом.
В свою очередь, ТПП РФ предложила скорректировать порядок проведения реструктуризации долгов, отказаться от балльной системы отбора арбитражных управляющих ввиду ее непрозрачности, установить ограничение по выплате из компенсационного фонда и др. Продолжим совместную работу над проектом в 2022 году.
— Мы знаем, что палата сопровождает законы, касающиеся не только бизнеса, но и граждан. Каким образом ТПП участвовала в доработке законопроекта о дачной амнистии?
— Да, так и есть. Мы сопровождали принятый 17 декабря закон с нулевого чтения. Изменения внесены в целый массив актов, в частности решен вопрос о предоставлении гражданам в собственность земельных участков под жилыми домами и продлении на пять лет, до 1 марта 2031 года, дачной амнистии. В законе учтено предложение ТПП РФ и других наших коллег, согласно которому при наличии у граждан документов, предусмотренных настоящим законом и подтверждающих их права на земельные участки, не требуются дополнительные документы, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации. Это приведет к единообразию в этом вопросе.
— Сергей Николаевич, какие новые собственные инициативы Палата предложила в период завершившейся осенней сессии?
— Их довольно много, остановлюсь, пожалуй, на двух. На наш взгляд, назрели изменения в закон о таможенном регулировании в части предоставления возможности правообладателю направлять запрос о включении в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности географических указаний. А у таможенных органов должно быть полномочие защищать права таких собственников, в том числе путем приостановления срока выпуска товаров.
В настоящее время таможенные органы РФ при осуществлении таможенных процедур товаров, перемещаемых через границу, в обязательном порядке защищают права собственников объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товара, находящихся в этих товарах, включенных по инициативе правообладателей в таможенный реестр. Однако в отношении географических указаний, содержащихся на перемещаемых через таможенную границу товарах, такая процедура не предусмотрена. Ограничения не дают возможности правообладателям географических указаний инициировать защиту через таможенные органы их прав при осуществлении ВЭД и влекут финансовые потери собственников в случае незаконного использования третьими лицами результатов их интеллектуальной деятельности.
Вторая инициатива предлагает внести изменения в закон об отходах производства и потребления. По предложению нашей членской организации — Ассоциации международных автомобильных перевозчиков — мы предложили правительству дополнить перечень транспортных средств, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор, транспортными средствами для перевозки грузов шестого экологического класса, не производящимися в России.
Надеюсь, что наши предложения будут поддержаны Правительством РФ и депутатским корпусом.
28 декабря 2021 года, Экономика сегодня.