Абирег || Без поддержки властей общественный транспорт Воронежа рискует «постареть» или вовсе исчезнуть – эксперты о ситуации в городе

6 июля 2022 г.

Воронеж. 30.06.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежские перевозчики бьют тревогу – в городе с каждым днем становится всё сложнее исполнять муниципальные контракты на перевозку пассажиров. На этой неделе сразу с тремя частными компаниями – «Отдых+», ООО «Пассажиртранс» и ООО «ВТК» – были расторгнуты договоры. Мэрия пеняет на неисполнение перевозчиками расписания, а те, в свою очередь, указывают на удорожание запчастей и рост лизинговых платежей в условиях отсутствия поддержки со стороны властей. Подробнее о ситуации с транспортом в городе и его перспективах «Абирегу» рассказали участники отрасли.

О трудностях с транспортом «Абирег» сообщал еще в начале года. Уже тогда заместитель руководителя городского управления транспортом Максим Захаров рассказывал о колоссальном оттоке техники из-за ухода с рынка перевозчиков, а также дефиците водителей (около 70%). По мнению некоторых собеседников «Абирега», эти факты являются следствием неудачной транспортной реформы и отрасль буквально нужно спасать здесь и сейчас.

Автобусов станет меньше, а новые модели заменят старыми ПАЗами

«Если раньше на линию выезжало порядка 2 тыс. автобусов, то сейчас выезжает 800, – сообщил учредитель ООО «ВТК» Валерий Старков. – Дело в ценовой политике. Если не хотят тариф повышать, то должны дотировать. Этого нет».

Коллегу по отрасли поддерживает и исполнительный директор «АвтоЛайн+» Виктор Натаров. По его словам, возможно, компании даже придется отказаться от части транспорта.

«Стоимость проезда в Воронеже ниже, чем во всех городах-миллионниках России. Мы не в состоянии приобретать новый лизинговый транспорт и даже обслуживать имеющийся», – сообщил господин Натаров.

Напомним, ранее «Абирег» уже поднимал проблему роста платежей по действующим договорам лизинга. Тогда мэрия призналась, что не в курсе, какой процент общественного транспорта находится в лизинге, но пообещала, что дефицита транспорта не допустит. Однако только за 29 июня, по неофициальным данным, у перевозчика «ВТК» на линию вышли 50 машин вместо 105 по плану, у «Отдых+» – 34 машины вместо плановых 75, у «АвтоЛайн+» – 210 вместо 314 по плану. То есть дефицит более чем очевиден.

Полностью транспорт из города действительно вряд ли исчезнет, в любом случае останется муниципальный перевозчик «Воронежпассажиртранс», который получает помощь напрямую из бюджета. Но остальные перевозчики, вероятно, всё же распродадут часть техники, а новую, лизинговую, заменят старыми ПАЗами. Это, конечно, скажется на комфорте пассажиров и особенно будет заметно маломобильным горожанам. Так, телеграм-канал «Город и транспорт» сообщает, что «приобретенные год назад ООО ТК «АвтоЛайн+» восемь автобусов ЛиАЗ 5292 на линию больше не выйдут».

Отметим, проблемы отрасли открыто комментировать в СМИ готовы не все перевозчики. Так, сразу два руководителя транспортных компаний попросили привести их комментарии анонимно, поскольку они опасаются «санкций» со стороны городских властей.

«Если год назад от старого транспорта большинство перевозчиков избавились, то сейчас он вернулся. Нет средств на закупку нового или на лизинг. Мы должны были покупать за свои деньги новую технику, а в ответ власти – обеспечивать в регионе финансовую возможность для этого. Перевозчики стали выполнять свои обязательства – закупать новую технику, в том числе большого класса, даже при условии ковидных ограничений и повышения стоимости запчастей и иных расходов на 40-60%. Однако мэрия решила не поддерживать отрасль. И я думаю, что технику никто не будет покупать в ближайшее время. Нет стабильности. Опять же, техника покупается из бюджета, лизинги платятся из бюджета только для одного перевозчика. Но почему обходят стороной всех остальных перевозчиков? Есть опыт других регионов, когда из 20 муниципальных новых автобусов пять отдали в частные руки. У нас такой пример у компании «АвтоЛайн+». Она по программе БКД получила 20 автобусов, только в отличие от «Воронежпассажиртранса» за свои лизинги перевозчик платит сам», – прокомментировал «Абирегу» воронежский перевозчик.

Софинансирование проезда, брутто-контракты или повышение тарифа – на что решатся власти?

«Стоимость запчастей выросла на 40%. Топливо дорожает, <...> а стоимость проезда не меняется. Покупать нам не на что, нам бы просто выжить. В Воронеже было 32 перевозчика, а сейчас осталось 12, вот и думайте, что будет дальше», – сокрушается еще один перевозчик, попросивший не упоминать его имя.

Подчеркнем – не многие решаются открыто заявить о проблеме в отрасли, разве что накануне расторжения контракта с администрацией Воронежа, как это сделал руководитель ООО «Пассажиртранс» Максим Водопьянов.

«Единственное, из-за чего «Пассажиртранс» уходит, – это из-за нашего проезда, самого дешевого в России. Еще год назад по нулям выходили, а сейчас со всеми подорожаниями в глобальный минус уходим», – рассказал господин Водопьянов изданию «Блокнот Воронеж».

По мнению собеседников «Абирега», действующий сейчас тариф на проезд экономически не обоснован, но по политическим причинам менять его не будут. Власти уже отказались повышать стоимость проезда, якобы не увидели для этого причин. Об этом 30 июня заявил руководитель департамента государственного регулирования тарифов Евгений Бажанов. Однако причины для повышения тарифов ЖКХ до 15% у чиновника, видимо, нашлись.

Заявление господина Бажанова вызвали бурное обсуждение в соцсетях и в профессиональной среде транспортников. Чем это может кончиться, пока судить сложно. Но, например, недавно перевозчики в Орле заявили, что для сохранения сегодняшнего количества маршруток на линиях, нужно поднять тариф хотя бы до 25 рублей. В противном случае последует постепенное сокращение автобусов на городских маршрутах. Еще один пример уже из Воронежской области – семилукский перевозчик потребовал изменить цену на проезд, но власти на уступку не пошли, пообещав найти ему замену. Однако этого не случилось. По неофициальной информации, с перевозчиком всё же достигли компромисса в виде субсидий.

Стоит отметить, что не все воронежские перевозчики считают повышение тарифа панацеей. По мнению участников отрасли, решением могло бы стать софинансирование проезда, когда за каждую транзакцию мэрия бы доплачивала перевозчикам по 5-7 рублей, например. Еще вариант – перевод транспорта на брутто-контракты. При этом механизме доход перевозчиков зависит не от числа перевезенных пассажиров (как сейчас в Воронеже), а от пройденного километража, зафиксированного ГЛОНАСС и оплаченного властями, при этом вся выручка с оплаты проезда поступает сразу в бюджет. Возможность перехода на такой механизм прокомментировали в администрации Воронежа.

«Управлением транспорта изучается опыт других регионов по организации транспортного обслуживания, в том числе перешедших на брутто-контракты. При возможном переходе на эту модель при неоспоримых положительных моментах существуют и риски. В том числе необходимо провести оптимизацию маршрутной сети – нельзя допускать дублирования маршрутов более чем на 50% трассы», – пояснили там.

Еще один риск при переходе на брутто-контракты, пожалуй, даже более значительный для мэрии, – увеличение бюджетного финансирования, якобы из-за продления и открытия новых маршрутов.

При этом не совсем ясно, о каком увеличении бюджетного финансирования идет речь, если руководитель департамента государственного регулирования тарифов Евгений Бажанов только сегодня заявил, что причин для повышения стоимости проезда нет. Вопросы вызывает и заявление мэрии о необходимости оптимизации маршрутной сети, поскольку ранее заявлялось об устранении всех дублирующих маршрутов и появлении у пассажиров возможности добираться с окраин в центр города. Сейчас же выходит, что маршруты-дублеры как были, так и остались.

Тем не менее найти выход из транспортного тупика городским властям и перевозчикам необходимо как можно скорее. К зиме пассажиропоток традиционно вырастет, а транспортные компании к этому времени должны найти средства на подготовку автопарка к холодам и обеспечить его выход на линию в оптимальном объеме.

Екатерина Алексеева
30 июня 2022 года, Абирег.