26 июля в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось совместное заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис») и Союза автотранспортников Воронежской области. В мероприятии приняли участие министр промышленности и транспорта Воронежской области Сергей Хлызов, заместитель министра по транспортному блоку Министерства промышленности и транспорта Воронежской области Геннадий Боев, вице-президент палаты Илья Бельтюков, руководители компаний-перевозчиков.
Главной темой заседания стало обсуждение основных направлений развития таксомоторных перевозок в Воронежской области в условиях изменения действующего законодательства (имеется в виду Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Открыл работу комитета Илья Бельтюков, отметивший важность вопросов, включенных в повестку дня.
Далее с докладом о предложениях по эффективному использованию цифровых технологий в таксомоторных перевозках с учетом рекомендаций Российского автотранспортного союза выступил Иван Корнюшкин. Он напомнил, что в связи с принятием 580-ФЗ органам власти необходимо принять более 20 нормативных документов, а перевозчикам необходимо усилить контроль за водителями и обеспечить хранение сведений о каждом вызове в электронном виде. Также в законе сформулированы новые требования к транспортным средствам, к водителям и к службам такси. Кроме того, закон предусматривает формирование трех реестров (в электронном виде): регионального реестра перевозчиков легковым такси, регионального реестра легковых такси и регионального реестра служб заказа легкового такси. Согласно закону, перевозчики обязаны организовать проведение предрейсового медицинского осмотра с помощью телекоммуникационных цифровых технологий, а службы заказа такси должны размещать в информационных системах данные о платных услугах, их стоимости и правилах оплаты.
Коснулся Иван Евгеньевич и проблем отрасли. Так, совсем недавно был решен вопрос с требованием определенной расцветки для автомобилей такси. Депутаты Воронежской облдумы приняли решение, согласно которому отличительным признаком такси в потоке машин будет являться не определенный цвет авто, а маркировка кузова цветографической схемой из квадратов контрастного цвета в шахматном порядке (так называемые «шашечки») и фонарь оранжевого цвета, расположенный на крыше автомобиля.
Илья Бельтюков, пользуясь случаем, поблагодарил присутствовавших на заседании представителей облправительства за ту работу, которая была проделана по этому вопросу.
– Это была та проблемная точка, которая в будущем очень сильно осложняла бы работу предпринимателей-перевозчиков, – подчеркнул Илья Юрьевич. – При этом сами предприниматели в своей работе должны ориентироваться на нужды потребителей их услуг, потребители у нас всегда стоят во главе угла.
Также была проведена работа по созданию в Воронеже выделенных полос для общественного транспорта, продолжил господин Корнюшкин. Однако многие перевозчики не могут пока что обеспечить проезд своих такси по этим полосам из-за проблем с реестрами. В целом внедрение цифровых технологий региональными властями и качество их работы с электронными сервисами вызывают нарекания со стороны перевозчиков. В то же время многие направления (телекоммуникационная система техосмотра, система ГЛОНАС и т.д.) довольно успешно развиваются.
– В перспективе необходимы разработка и внедрение регионального стандарта передачи в электронном виде комплекса данных о перевозках пассажиров, а также формирование цифрового профиля перевозчика, – резюмировал докладчик.
Присутствующие отметили, что отрасль таксомоторных перевозок одна из первых в стране приступила к цифровизации. В первую очередь речь идет о программной платформе «Яндекс Такси», которая не только отвечает всем современным требованиями, но и имеет потенциал для дальнейшего развития. Илья Бельтюков предложил посвятить этой теме отдельное мероприятие, в ходе которого можно было бы более детально остановиться на всех проблемах, связанных с вопросом цифровизации таксомоторных перевозок.
Взявший далее слово Геннадий Боев в своем выступлении подробно остановился на региональном законе о такси, упомянутом выше. Это Закон Воронежской области от 23.07.2024 №77-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Воронежской области». Принят он был на 47-м заседании Воронежской областной Думы, вступит в силу по истечении 10 дней, то есть 3 августа.
– Как и любой другой серьезный закон, он требовал обсуждения, причем на самых разных площадках, – пояснил Геннадий Николаевич. – Много внимания ему уделили коллеги в ТПП, в Облдуме прошло четыре заседания комитета по транспорту с приглашением всех заинтересованных сторон. На данный момент времени его можно считать максимально выверенным. Разумеется, об ухудшении положении предпринимателей в связи с принятием этого закона речи не шло. Компромисс по вопросу идентификации такси в транспортном потоке без ущерба для перевозчиков был достигнут. Сейчас же необходимо говорить об исполнении этого закона. Пока что, как мы знаем, такси, которые ездят с тем же колпаком, – это единичные случаи. Этим вопросом еще предстоит заниматься. Это административное правонарушение, и не реагировать на это мы не можем. Штрафы за это предусмотрены от 30 до 50 тыс. рублей.
Руководители компаний-перевозчиков согласились, что это существенный момент, и пообещали максимально оперативно довести до своих сотрудников новые требования.
Кроме того, господин Боев напомнил о том, что сейчас проходит (уже во второй раз) рейд «Такси», который проводят совместными усилиями ГАИ и миграционная служба. Первая проверка показала, что пока что большое количество нелегальных мигрантов привлекается в качестве водителей такси. Перевозчики пояснили, что многие просто не знали о вышедшем областном законе, регулирующем этот вопрос, в связи с чем не приняли своевременно необходимых мер для обеспечения его реализации. Сейчас этот момент проработан.
Сергей Хлызов в связи с этим посоветовал предпринимателям подписаться на телеграм-каналы министерств и ведомств областного правительства, с тем чтобы оперативно узнавать обо всех нововведениях в региональном законодательстве. Также Сергей Олегович напомнил о необходимости неукоснительного исполнения работодателями законов, касающихся воинского учета бывших иностранцев, недавно ставших гражданами Российской Федерации.
Далее участники заседания перешли к обсуждению наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, работающие в таксомоторных перевозках.
В первую очередь был поднят вопрос о сроках рассмотрения заявлений по новым автомобилям. По словам перевозчиков, заявления рассматриваются слишком долго, причем как при внесении в реестр легкового такси, так и при внесении изменений в реестр перевозчиков. Геннадий Боев признал, что такая проблема есть и она озвучивалась в том числе и на самом высоком уровне: не хватает рабочих рук для обработки документов.
– Это государственная услуга, у нее есть срок выполнения, и мы, поверьте, не меньше вашего мотивированы укладываться в этот срок, – пояснил Геннадий Николаевич. – Но, к примеру, в феврале-марте этого года к нам поступило заявлений столько же, сколько в 2019 году за весь год. Объемы просто несоизмеримы. Наши службы оказались к этому не готовы. Проблема усугубляется тем, что совершенно невозможно просчитать, сколько поступит заявлений в будущие месяцы. Статистика предыдущих лет здесь вообще не показательна. Будем решать эту проблему, привлекать дополнительно к этой работе специалистов из Министерства дорожной деятельности.
Сергей Хлызов добавил, что процесс существенно тормозится из-за подачи заявок в бумажном виде: в этом случае специалисту необходимо полтора часа на обработку всего пакета документов. В то же время в МФЦ можно оформить «Госключ» (мобильное приложение, в котором можно подписывать документы), после чего подать заявку в электронном виде через «Госуслуги», что существенно ускорит ее прохождение по инстанциям. Чиновники призвали перевозчиков активнее пользоваться именно электронными вариантами подачи документов. Те в свою очередь подтвердили, что рекомендуют своим работникам именно этот способ. Ситуация, складывавшаяся в этой сфере раньше, во многом была обусловлена тем, что водители-иностранцы, не будучи гражданами России, соответственно, не имели своих личных кабинетов на «Госуслугах». Сейчас положение дел выправляется.
Интересовал перевозчиков вопрос и относительно тех заявлений, которые не рассматриваются уже по несколько месяцев, в то время как есть заявления, проходящие по инстанциям за пару недель. Представители регионального Минпромтранса пояснили, что речь идет, скорее всего, о недооформленных заявлениях: они ненадлежащим образом оформлены и нуждаются в уточнении данных. По ним будут оформлены отказы. Руководители компаний такси попросили уточнить, каким образом они могут получить обратную связь и узнать о причинах отказа, чтобы в дальнейшем не повторять совершенных ошибок и сразу оформлять документы правильно. Сергей Хлызов ответил, что просветительская работа в этом направлении будет усилена: есть идея даже подключить к этому вопросу телевидение («ТВ-Губерния»), сняв с его помощью видеоролик, пошагово демонстрирующий алгоритм правильного оформления документации.
Прозвучало со стороны перевозчиков и предложение создать чат в «Телеграме», в котором техподдержка могла бы сообщать причины отказа в оформлении заявления по его номеру.
– Это хорошая идея, реализовать это возможно, но не сейчас, – прокомментировали чиновники. – Это задача на перспективу. Если мы передадим эту работу в отдельную структуру, например в подведомственное учреждение министерства, и там будут выделены специалисты, которые начнут заниматься только этим, – тогда это будет возможно осуществить. В текущей ситуации отвлекать на это сотрудников министерства нет возможности.
Задали предприниматели, работающие в такси, и вопрос и про регистрацию одного автомобиля сразу у нескольких перевозчиков. Упоминавшийся 580-й закон это не запрещает. Однако в Воронежской области по закону за каждым конкретным автомобилем можно закрепить только одного перевозчика. Но в этом случае если самозанятый, взявший в таксопарке автомобиль в аренду, спустя некоторое время увольняется, то, чтобы передать этот автомобиль другому самозанятому, нужно вначале аннулировать записи по нему в реестре перевозчиков и в реестре легкового такси. После этого второй самозанятый должен оформить автомобиль в реестрах на себя. На это уходит время, автомобиль простаивает без работы, что приносит убытки перевозчику. В то же время, если один автомобиль закреплен за неограниченным количеством перевозчиков, время, потраченное на оформление разрешений, не пропадает впустую: пока один самозанятый выписывается из реестров, второй продолжает эксплуатировать автомобиль. Актуально это и при посменной работе двух водителей на одном автомобиле: один шофер работает 8 часов с утра, второй – 8 часов вечером, еще 8 часов автомобиль отстаивается. На это представители министерства ответили, что этот вопрос требует внимательного изучения.
В финальной части заседания предприниматели попросили представителей власти обратить внимание на отрасль таксомоторных перевозок в плане оказания господдержки от региона: стоимость ОСАГО, топлива, запчастей ощутимо бьют по карману таксистов. Формы поддержки могут быть самыми разными – например, в виде снижения лизинговых ставок и т.д. На это чиновники посоветовали кому-нибудь из крупных перевозчиков (например, «Яндекс Такси»), объединив усилия с Торгово-промышленной палатой, выступить с инициативой в федеральный Минтранс о возможности включения в программу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) льготного лизинга для таксомоторных компаний, выйти с этой инициативой на Госсовет по транспорту. Это вполне возможно.
– Что же касается региона, то мы можем помочь серьезным игрокам в плане развития инфраструктуры, – пояснил Сергей Хлызов. – К примеру, перевод автомобилей на электричество был бы в этом смысле интересен: с одной стороны, это способствует развитию сети электрических зарядных станций, второй момент – экологический, защита природы. Здесь уже можно рассчитывать на поддержку из областного бюджета – например, в виде льготы по налогу на имущество. Но каждый случай нужно рассматривать отдельно. Рассчитывать на помощь смогут лишь те, кто готов открыто показать свою экономику, которую мы обязательно проанализируем, сверим с налоговой инспекцией. Что же касается расходов типа ОСАГО, то это расходы в ходе вашей коммерческой деятельности, это само собой разумеющиеся вещи.
На этом заседание завершило свою работу.