20 июля 2023 г., 10:44

Заседание комитета (13.07.2023)

13 июля в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Воронежской области состоялось заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис»). В мероприятии принял участие вице-президент палаты Илья Бельтюков.

Основным вопросом повестки дня стало обсуждение тех трудностей, с которыми сталкиваются перевозчики при оформлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

С докладом о закупке подвижного состава за счет средств областного бюджета и необходимости скорейшего его страхования для устойчивой работы автотранспортного комплекса нашего региона перед собравшимися выступил заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области по транспортному блоку Геннадий Боев. Он рассказал, что закупке нового подвижного состава в последнее время уделяется большое внимание. Происходит это и за счет областного бюджета, и за счет участия в федеральных программах. В прошлом году объемы таких закупок составили 2 млрд 600 млн рублей. Автобусы покупались современные, оборудованные множеством видеокамер наблюдения и системами кондиционирования. В 2023 году темпы этой работы не будут снижены: уже заключено контрактов на 900 млн рублей из облбюджета. Кроме того, была одобрена заявка нашей области на 800 млн федеральных средств по программе специального казначейского кредита.

Таким образом, с пополнением транспортного парка проблем сейчас нет, но возникают трудности с его эксплуатацией: и муниципальным предприятиям, и коммерческим перевозчикам сейчас очень сложно получить полис ОСАГО. Страховые компании, работающие на территории нашего региона, не желают страховать пассажирский транспорт, считая перевозчиков невыгодными клиентами.

Схожая ситуация наблюдается и в работе такси. Как известно, с 1 сентября 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Он вводит новые правила работы на рынке такси: определяет доступ водителей к этому виду деятельности, устанавливает условия работы для самозанятых, регулирует взаимоотношения водителей и агрегаторов такси. По словам спикера, подобный закон очень нужен, его долго ждали – практически со времен СССР. Однако при его реализации могут возникнуть серьезные проблемы. Связаны они также с получением страхового полиса.

Тему продолжили участники заседания в режиме свободного диалога. Перевозка пассажиров – это социальная функция, и самые разные структуры вкупе с облправительством заинтересованы в том, чтобы эта функция выполнялась, отметили они. Но, с другой стороны, страхование – это бизнес. Ни региональные власти, ни иные учреждения не имеют права вмешиваться в коммерческую деятельность организации. А причины отказа со стороны страховых компаний в оформлении полисов ОСАГО перевозчикам лежат именно в экономической плоскости, а именно – в стереотипе об убыточности подобной деятельности. Есть расхожее мнение, что водители маршруток и такси очень часто «подставляются», берут на себя чужие ДТП (небескорыстно, конечно), что приводит к огромным и частым страховым выплатам, а это, разумеется, не выгодно компаниям-страховщикам. По некоторой информации, все страховые компании региона находятся в глубоком убытке по ОСАГО.

– По закону страховая компания не может отказать в оформлении ОСАГО, это обязательное страхование, законодательно установленное федеральным законом, – пояснили выступающие. – Но, как и везде, при нежелательном клиенте страховая компания будет делать все возможное, чтобы от этого клиента отказаться. Никаких законов они при этом не нарушают, но найти правомерные аргументы – например, обнаруживать недоработки, ошибки при оформлении большого количества документов на транспортные средства, продлять сроки рассмотрения заявки – всегда возможно.

Также присутствовавшие отметили, что есть и второй вариант решения проблемы – оформление дополнительного страхования для этого же клиента. Это может быть страхование жизни, ДМС и т.д. – в общем, какой-то прибыльный для страховой компании вид страховки. Оформление других страховых продуктов позволяет компании сбалансировать риски, нивелировать убытки от ОСАГО.

В ходе дискуссии представители транспортных компаний высказали сомнение в верности тезиса об убыточности страхования их бизнеса в связи с множеством фейковых ДТП. По их словам, никакой аналитики на эту тему нет, ошибочные выводы делаются на основании отдельных частных случаев. Кроме того, подчеркнули транспортники, абсолютно безубыточного бизнеса не бывает в принципе: в любом виде деятельности какие-то направления всегда будут более прибыльными, какие-то – менее. И талант предпринимателя в том и состоит, чтобы умело компенсировать убытки в одной сфере прибылью в другой.

Заместитель генерального директора по безопасности МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Евгений Мурза рассказал, что в прошлом году у них в течение двух месяцев имелись сложности с получением страховых полисов. В этом году ситуация выглядит более оптимистично: договоренности о получении документов достигнуты. Перевозчик осуществляет анализ аварийных ситуаций – падений пассажиров, наездов на пешеходов, задних столкновений и т.д., проводит работу по минимизации ДТП. На данный момент все пассажиры компании застрахованы.

Илья Бельтюков, комментируя услышанное, высказал мнение о том, что проблемную ситуацию следует решать всеми доступными средствами. И если повлиять через коммерческую составляющую на страховые компании как субъекты предпринимательской деятельности никто не в состоянии, есть еще один способ – юридический, через принятие соответствующих законов. А как это все может быть оформлено законодательно – предмет для дальнейшего обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.

– Вопрос, как здесь уже было сказано, социальный: мы не можем допустить, чтобы воронежцы остались без транспорта, – сказал Илья Юрьевич.

Участники заседания отметили, что, в свою очередь, также понимают важность социальных инициатив властей: бесплатно занимаются перевозкой беженцев, мобилизованных и т.д. И никогда никаких разговоров типа «дайте нам выгодные контракты, чтобы компенсировать убытки от этой социальной деятельности» в среде перевозчиков не возникало. Кроме того, собравшиеся подчеркнули, что внутренние службы безопасности компаний-перевозчиков готовы всячески сотрудничать со службами безопасности страховых компаний по искоренению подставных ДТП. При этом следует учесть и статистику: за сутки в Воронеже происходит 150–160 аварий, из них на пассажирский транспорт приходится 1-2%. Также в качестве возможного варианта решения проблемы со страховыми полисами присутствующие предложили оформлять их в небольших местных компаниях, не связываясь с крупными федеральными СК.

– Перевозчики, работающие в сфере такси, вовсе не заинтересованы в инсценированных ДТП, – подтвердил общую позицию директор ООО «Формула такси – Воронеж» Андрей Боровских. – Мне нужно, чтобы машина работала, перевозила пассажиров и, если даже она попала в ДТП, чтобы скорее приступила к работе – желательно в этот же день, максимум – завтра-послезавтра. У нас в этом смысле конвейер: машины должны зарабатывать деньги, а не стоять в ремонте.

Что же касается нового закона о такси, продолжил Андрей Николаевич, то уже в сентябре из-за его вступления в силу может последовать социальный взрыв. По этому закону регулятор имеет право не давать разрешения на перевозку пассажиров без полиса ОСАГО. Раньше агрегатор, раздававший заказы водителям, ни за что не отвечал. Сейчас, если он будет так поступать, после третьего такого случая ему по закону могут запретить заниматься данным видом деятельности на год.

– Представьте ситуацию: 1 сентября «Яндекс. Такси» раздал заказы, а 2 сентября никакого «Яндекс. Такси» в стране уже нет, – обрисовал возможную перспективу господин Боровских. Поясняя же, как таксисты выходят из положения с обязательным автострахованием, спикер сказал, что приходится покупать у страховых компаний «допники» (дополнительные услуги), платя, таким образом, «за воздух», но получая за это столь необходимый полис ОСАГО.

Геннадий Боев, говоря о возможных механизмах решения проблемы с оформлением ОСАГО для перевозчиков, подчеркнул, что пассажирский транспорт во всем мире является дотационным. Сегодня государство находит возможность компенсировать транспортникам их выпадающие доходы. Если страховые компании также терпят убытки, работая с перевозчиками, – значит, нужно разработать финансовый инструмент, который будет покрывать их выпадающие доходы от этого вида деятельности – например, также в виде дотаций.

Завершая заседание, Иван Корнюшкин высказал предложение провести еще одну встречу по этому же вопросу, но уже с участием страховых организаций для выстраивания более конструктивного диалога. И к этому моменту необходимо подготовить конкретные предложения по решению проблемы. Местом следующей встречи может выступить как ТПП Воронежской области, так и площадка областного правительства. Геннадий Боев подтвердил свое согласие принять участие в организации подобной встречи.

Еще:
28 марта 2024 г., 10:14
Заседание комитета (21.03.2024)

12 февраля 2024 г., 10:53
Заседание комитета (08.02.2024)