8 декабря в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис»). В мероприятии приняли участие вице-президент палаты Илья Бельтюков, заместитель министра по транспортному блоку Министерства промышленности и транспорта Воронежской области Геннадий Боев, руководитель отдела развития систем электронного взаимодействия Министерства цифрового развития Воронежской области Сергей Апалихин, руководитель направления экономического отдела воронежского отделения Банка России Максим Толубаев, заместитель руководителя – начальник отдела организации транспортного обслуживания населения Управление транспорта Администрации городского округа город Воронеж Андрей Астанин, представители транспортных компаний, осуществляющих таксомоторные перевозки пассажиров в Воронеже.
Заседание было посвящено проблемам такси как вида городского транспорта. Открыл собрание Иван Корнюшкин. Он сформулировал основные вопросы, которые планировалось рассмотреть на заседании, в первую очередь – связанные с реализацией Федерального закона от 29 декабря 2022 г. №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
– До этого уже принимались законодательные акты по этой теме как на федеральном, так и на региональном уровнях, – напомнил Иван Евгеньевич. – Однако данный закон значительно усложняет нормативную базу, он широко задействует цифровые технологии и требует проведения множества организационных мероприятий.
По словам спикера, в законе появляются новые требования и к транспортным средствам, и к водителям, и к службам заказа такси. Органам власти в связи с этим придется принять более 20 нормативных актов, а перевозчикам предстоит усилить контроль за водителями, обеспечить хранение сведений в электронном виде о каждом вызове.
Отдельно господин Корнюшкин остановился на проблемах цифровизации. В данном федеральном законе, отметил он, предусматривается формирование трех реестров в электронном виде, минимальные сроки обработки входных документов, что без применения современных технологий практически невозможно. Перевозчики должны организовать проведение предрейсового медицинского осмотра с помощью телекоммуникационных цифровых технологий. Службы заказа такси должны размещать в информационных системах данные о платных услугах, их стоимости и правилах оплаты.
– Практически во всех правовых документах, разрабатываемых Минтрансом в последние годы, вопросам цифровизации уделяется большое внимание, – отметил председатель комитета. – Поэтому, пользуясь тем, что на нашем заседании присутствует представитель Министерства цифрового развития Воронежской области, хочу предложить его коллегам включиться в работу по применению цифровых технологий на региональном транспорте.
В целом же, резюмировал спикер, целью заседания является выработка конкретных предложений по улучшению механизмов внедрения упомянутого федерального закона. После этого Иван Евгеньевич предоставил слово Илье Бельтюкову.
Илья Юрьевич обратил внимание присутствующих на то, что до вступления в силу отдельных положений 580-ФЗ – 1 сентября 2024 года – еще есть время.
– Поэтому говорить сегодня надо, во-первых, о том, какие изменения мы считаем нужным в этот закон внести, а во-вторых, как мы будем этот закон реализовывать, – подчеркнул вице-президент ТПП Воронежской области. – И при этом обязательно нужно учитывать интересы пассажира – закон направлен в первую очередь на защиту его интересов, и с этим необходимо сообразовываться.
Геннадий Боев уточнил, что на региональном уровне будет также принят соответствующий закон. Поэтому на заседании комитета Воронежской областной Думы по транспорту положения 580-ФЗ также анализировались. Одним из наиболее актуальных вопросов стал вопрос о внешнем виде автомобиля: как будет выглядеть такси. Необходимость введения определенной цветовой гаммы для такси депутатами была поддержана. В дальнейшем этот вопрос был отложен парламентариями до марта 2024 года. И оставшееся время перевозчикам следовало бы использовать максимально эффективно. Все предложения, поступающие от наиболее крупных автопарков, работающих в регионе, будут учтены. Да, проблемы по приобретению автомобилей определенного цвета – например, белых, – есть. С другой стороны, отечественные производители, по статистике, выпускают до 70% своих автомобилей именно в белом цвете. Обсуждение же конкретной расцветки для воронежских такси можно осуществить уже в рабочем порядке. Главное – прийти к единообразию.
Илья Бельтюков добавил, что это положение опять же играет в пользу потребителей: пассажиры должны четко представлять, как выглядит такси в их городе.
Точку зрения компаний, занимающихся таксомоторными перевозками, сформулировал директор ООО «Формула такси – Воронеж» Андрей Боровских. Первой проблемой отрасли он назвал получение полиса ОСАГО.
– Это очень серьезный момент. Нет ОСАГО – нет разрешения на такси, – пояснил Андрей Николаевич.
Второе, что отметил спикер, – тенденция к дальнейшей легализации услуг такси, которая сейчас наблюдается очень отчетливо.
Коснулся выступающий и вопроса расцветки такси. По его мнению, вводить цвета стоило бы не на сами автомобили такси, а на их номера. Господин Боровских припомнил времена, когда у автобусов были разноцветные номера: автобусы с номерами желтого цвета возили пассажиров по маршрутам, а с номерами белого цвета были автобусы от предприятий, возившие своих работников. То же самое можно сделать и с такси.
– Мне кажется, это самый эффективный метод выявления из транспортного потока того транспортного средства, которое возит пассажиров легально, – подчеркнул спикер. – Для перевозчика же такие затраты будут не столь значительными, как в случае с изменением цвета всего авто.
Представители компаний такси добавили к сказанному, что сегодня приобретать новые машины даже в лизинг становится уже затруднительно. Поэтому те машины, что сегодня эксплуатируются перевозчиками, скорее всего, так и останутся на линиях, независимо от того, какого они цвета.
Геннадий Боев высказал надежду, что перевозчикам, оказавшимся в такой ситуации, будет оказана поддержка через реализацию соответствующих государственных программ, как это было уже не раз до этого.
Региональный менеджер «Яндекс.Такси» Анатолий Сулимов рассказал о трудностях, которые возникают у компаний такси при закупке машин на АвтоВАЗе: заказать машины конкретного цвета практически невозможно. Это, к сожалению, проблема федерального уровня, и на региональном уровне ее не решить. Илья Бельтюков предложил составить официальное письмо в федеральные органы власти, в котором изложить данную проблему для ее дальнейшего решения уже на федеральном уровне.
Господин Сулимов также высказал мысль о том, что для пассажиров важными критериями качественной работы такси являются быстрая подача относительно нового, чистого автомобиля за адекватные деньги. По его мнению, цвет такси никогда не был для пассажира критерием качественного сервиса таксомоторных перевозок. Предъявление же к такси требований по определенному цвету автомобиля неизбежно приведет к дефициту машин-такси, нехватка которых уже сегодня является ощутимой.
– Мы вовсе не против однообразной расцветки в такси, многие перевозчики сами стараются покупать одинаковые автомобили, но, к сожалению, в текущих условиях создавать любые дополнительные ограничения по выбору автомобиля – это приводить к еще большему дефициту такси, который и так имеет место быть, – резюмировал Анатолий Анатольевич. – Наше предложение: хотя бы на время отказаться от этой инициативы и обеспечить рынок тем возможным количеством автомобилей, которые сейчас перевозчики способны приобретать.
Также, по мнению спикера, дефицит легальных такси неизбежно приведет к росту числа тех самых «бомбил», от которых с таким трудом получилось хотя бы частично избавиться.
Господин Боев напомнил, что цветовая гамма для такси как раз будет приниматься на уровне региона, количество цветов при этом никак не ограничено, так что этот вопрос можно будет решить максимально продуктивно. Желательно, конечно, использовать «классическую» гамму из желтого, черного и белого цветов.
Руководитель компании «Горизонт-авто» Станислав Садчиков отметил, что потребители вполне могут идентифицировать автомобиль такси по «шашечкам» и соответствующему опознавательному фонарю на крыше. Эту же роль выполняли желтые номерные знаки. Влияет также и брендирование машины: видя логотип, к примеру, «Яндекс.Такси», все понимают, что это именно такси. И в этом смысле цвет непосредственно самого авто отходит на второй план.
– Если бы проблемы с приобретением автомобилей определенного цвета были бы решены, то, я думаю, таксопарки с радостью согласились бы с таким решением. Но, поскольку они не решены, зачем же дополнительно усложнять ситуацию? – задался вопросом Станислав Анатольевич.
Андрей Боровских высказал мысль, что федеральный закон, который обсуждается на текущем заседании, больнее всего ударит по самозанятым, потому что ни один самозанятый, занимающийся частным извозом, не будет приобретать новый автомобиль исключительно из-за законодательных требований к его расцветке.
Иван Корнюшкин предложил до марта следующего года рассмотреть этот вопрос в рабочем порядке и затем по итогам этой работы вернуться к нему повторно.
В финальной части заседания его участники коснулись вопроса цифровизации отрасли. Председатель комитета обратил внимание на то, что все перевозчики – частные, муниципальные и межмуниципальные – сегодня работают каждый со своей информацией. Все это затрудняет контроль транспортной системы в целом. И в этом смысле Министерство цифрового развития Воронежской области могло бы взять пассажирский транспорт под свое руководство, создав свою систему учета его работы.
Сергей Апалихин ответил на это, что с сентября этого года, то есть с вступления в силу 580-ФЗ, министерство работает в федеральной государственной информационной системе в рамках предоставления услуг по перевозке пассажиров. Ведутся реестры в электронном виде. Любые предложения по сотрудничеству в этой сфере министерство готово рассмотреть.
Присутствующие также предложили Илье Бельтюкову на площадке ТПП создать рабочую группу, которая занялась бы проработкой вопроса о расцветке такси, с тем чтобы к марту следующего года уже прийти с определенными результатами в виде некоего консолидированного решения.