12 февраля 2024 г., 9:53

Заседание комитета (08.02.2024)

8 февраля в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике под председательством Ивана Корнюшкина (ЗАО «Воронежтранссервис»). В мероприятии приняли участие вице-президент палаты Илья Бельтюков, заместитель министра по транспортному блоку Министерства промышленности и транспорта Воронежской области Геннадий Боев, начальник отдела Управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Бирюков.

Открыв заседание, Иван Корнюшкин предоставил слово Илье Бельтюкову. По словам Ильи Юрьевича, сегодня стоит обсудить два основных вопроса относительно транспортной сферы нашего региона: кадровый дефицит и развитие отрасли до 2025 года. Что касается нехватки водителей, то схожие процессы наблюдаются и в других отраслях воронежской экономики, отметил вице-президент: крупные промышленные предприятия региона испытывают острую потребность в специалистах, обладающих соответствующими компетенциями и желанием работать. Профессиональное обучение и переобучение, а также рост зарплат способны решить данную проблему лишь частично: необходимо создание достойных условий труда, комфортной рабочей среды, включающей определенные социальные элементы (например, создание спортивных команд на предприятии и т.д.). Внимание руководства компании к жизни своих работников вне рабочей смены создает на таком предприятии дополнительную «точку притяжения» для кадров, особенно молодых.

Геннадий Боев заметил, что в обозначенном подходе нет ничего нового: спортивные команды существовали на предприятиях и ранее: у железнодорожников были команды «Гудок», «Локомотив», у шинного завода – «Шинник» и т.д. В целом же престиж рабочих профессий в глазах современной молодежи значительно снизился: все хотят быть блогерами, в крайнем случае – айтишниками, никто не хочет идти в слесари-инструментальщики.

Однако, продолжил Геннадий Николаевич, говоря о состоянии транспорта в области, можно отметить и положительные моменты. В 2023 году была финализирована большая работа по документам транспортного планирования Воронежской области и Воронежской городской агломерации. Завершилась она принятием разработанной концепции экспертным советом Минтранса РФ. Документ транспортного планирования – это своеобразный генплан развития, только не для города, а для транспортной отрасли. В нем четко, по годам, расписаны основные мероприятия, определяющие, как будет развиваться маршрутная сеть, подвижной состав и т.д. Теперь этот документ должен быть утвержден на региональном уровне, после чего он станет прямым руководством к действию.

Упоминается в этом документе и метробус – речь идет о создании соответствующей инфраструктуры, в первую очередь – выделенной полосы движения под него. Первый намеченный отрезок – от Памятника Славы до главного корпуса ВГУ. Приступить к реализации задуманного на данном участке по-прежнему мешает загруженность Московского проспекта. Поэтому фактическое выполнение работ было решено начать после того, как будет закончена улица- дублер. Сейчас дублер в процессе реализации, в 2025 году эти работы должны быть завершены. К этому времени будут закончены проектные работы, их стоимость составила более 100 млн рублей. Второй этап будет заключаться в продлении полосы метробуса от Памятника Славы в сторону Сити-парка «Град».

– Хотел бы обратить внимание присутствующих, что это не какие-то эскизные проекты, это то, что находится в процессе реализации, – добавил господин Боев.

Среди менее крупных проектов, намеченных на ближайшую перспективу, Геннадий Николаевич назвал работу по масштабированию опыта с выделенными полосами для пассажирского транспорта: они появятся на левом берегу, в частности на Ленинском проспекте. Эти полосы себя хорошо зарекомендовали, так что работа эта будет продолжена, что в итоге должно привести к увеличению провозной способности общественного транспорта, к улучшению его функционирования и в конечном итоге – к пересаживанию воронежцев на автобусы из личных автомобилей.

В связи с этим на первый план выходят два момента: движение общественного транспорта по расписанию и комфортность подвижного состава. Сегодня для этих целей уже приобретаются современные автобусы: низкопольные, с кондиционерами. За два года на них было потрачено более 4 млрд рублей из бюджетов всех уровней. При этом в 2023 году большая работа велась и в муниципальных районах области: по заявкам глав районов закупили для них новый транспорт на 900 млн рублей. Сейчас он получает номера и к 1 марта выйдет на линии.

Что же касается кадровой проблемы, то она имеет масштаб общефедеральный. Пути же решения на региональному уровне сегодня уже намечены. У Министерства труда и занятости есть программа по обучению специалистов различного профиля – в основном по ней обучаются второй специальности. Сейчас речь идет о том, чтобы задействовать механизм этой программы для обучения водителей пассажирского транспорта. Обучение будет бесплатным, но с обязательной отработкой какого-то периода по полученной специальности.

Будут улучшены и общие условия труда: появятся комнаты отдыха для водителей, работать же на новых автобусах с кондиционерами, понятное дело, гораздо приятнее, чем на старых. Решаются вопросы и по зарплате, но здесь нет линейной зависимости: рост зарплат не означает моментального притока новых кадров на имеющиеся вакантные места. Растет и социальная составляющая: компенсация проезда до рабочего места, компенсация за питание, скидки на проживание, предоставление мест в общежитиях и т.д.

– Здесь ничего нового и придумывать не надо: мы возвращаемся к тому, что уже было, но оказалось разрушено, – констатировал Геннадий Боев.

О состоянии безопасности дорожного движения на общественном пассажирском автотранспорте собравшимся доложил Евгений Бирюков. Он сообщил, что в 2023 году количество ДТП с участием пассажирского транспорта выросло на 3%, причем по вине водителей пассажирского транспорта уменьшилось, но незначительно – на 0,79%. Основная часть ДТП происходит в г. Воронеже, при этом 85% таких ДТП – это падения пассажиров. Эта тенденция наблюдается уже несколько лет, подчеркнул Евгений Владимирович. Анализ ДТП предыдущих годов позволил выделить перекрестки со значительным скоплением подвижного состава, на которых подобные ДТП происходят чаще. В целом же эта статистика говорит о низкой транспортной дисциплине водителей, так как такие падения связаны в основном с резким маневрированием, внезапным торможением, движением с открытыми дверями и т.д., то есть с теми или иными действиями водителя.

– Кроме того, маршруты, как известно, делятся на «выгодные» и «невыгодные», – пояснил господин Бирюков. – На последних водители ставят экономическую выгоду выше интересов безопасного вождения. Одновременно с этим наблюдается снижение качества подготовки водительского состава: высококвалифицированные кадры перетекают из пассажирских перевозок в другие отрасли.

– Мы ежегодно делаем сверку с ГИБДД по ДТП с участием нашего транспорта, – прокомментировал услышанное заместитель генерального директора по безопасности МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Евгений Мурза. – В прошлом году у нас было 148 ДТП, по вине водителей – 56. При этом количество падений пассажиров уменьшилось.

Геннадий Боев добавил, что безопасность пассажирских перевозок – это вопрос комплексный, на него влияет наличие развитой ремонтной инфраструктуры в автопарках (например, присутствие смотровых ям), проведение профилактических мероприятий (вроде своевременных медицинских осмотров водителей, регулярных техосмотров транспорта) и т.д.

Генеральный директор АО «ВПАТП № 3» Олег Свиридов, говоря о своей работе, обратил внимание присутствующих на тот факт, что раньше, в 80-е годы, существовал строгий отбор водителей автобусов: далеко не всех, кто обращался в отдел кадров транспортного предприятия, в итоге брали на работу. Это была престижная профессия, отбирали лучших. Сегодня же за водителями автобусов приходится чуть ли не «бегать»: никакого отбора, тестирования практически нет. И это притом что официальная зарплата водителей пассажирского транспорта ныне составляет 60 тыс. рублей на руки. В возглавляемом им предприятии, подчеркнул господин Свиридов, создаются комфортные бытовые условия для работы сотрудников, имеются комнаты отдыха для водителей, где они могут попить чаю. Готовы работодатели и к обучению и переобучению приходящих к ним водителей.

– Но при этом хотелось бы, чтобы потом такие водители не ушли сразу в другие организации, а отработали определенный срок – например, полгода или год – в той компании, где они проходили обучение, – отметил Олег Владимирович. – Такое положение можно было бы закрепить в трудовых договорах, заключаемых с соискателями.

На мотивацию водителей к добросовестной работе влияют и другие факторы, продолжил спикер. Очевидно, что наибольшую часть рабочего времени водители проводят на линии. Однако, если речь идет о пассажирских перевозках в районах области, там условия работы, мягко говоря, оставляют желать лучшего: нет элементарных санитарных удобств, водителям негде сходить в туалет и т.д. Руководство транспортного предприятия обращалось с этим вопросом и к главам поселений, и к главам районов – результата не последовало никакого. И такая ситуация наблюдается, к сожалению, сразу в некоторых районах Воронежской области.

Приходится сталкиваться водителям и с трудностями погодного характера – например, скользкими, обледенелыми трассами, по которым невозможно вести машину. Так, на одном из маршрутов из-за сколькой дороги и небольшого уклона автобусы в одном и том же месте регулярно сталкиваются с другими участниками дорожного движения. Из-за этого даже новые автобусы приходится часто ремонтировать. Приходится работать и в обильный снегопад. Раньше в таких случаях ГИБДД официально закрывало автовокзал, запрещая автобусам работать в таких погодных условиях. Сейчас этого нет, в результате чего службе спасения приходится иногда просто вытаскивать автобусы, застрявшие на трассе и занесенные снегом.

Иван Корнюшкин, взяв слово, рассказал присутствующим о той работе, которую проводил в ушедшем году возглавляемый им комитет, в том числе – во взаимодействии с Министерством промышленности и транспорта Воронежской области и Управлением транспорта г. Воронежа. Работа шла сразу по нескольким направлениям, среди которых главные – это решение вопроса обеспечения автотранспортных предприятий водительскими кадрами и стабилизация финансового состояния транспортных предприятий.

– Недофинансирование транспортного комплекса происходит вследствие низкого уровня утверждаемых тарифов и неправильного с точки зрения законодательства расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на осуществление пассажирских перевозок, – пояснил Иван Евгеньевич. – Мы активно участвовали в работе с Российским автотранспортным союзом, направленной на проведение Генеральной прокуратурой РФ совещания в Воронежской области по расчету начальной (максимальной) цены контракта в начале прошлого года. На данном совещании Генпрокуратура дала поручения местным прокуратурам усилить контроль за бюджетным финансированием пассажирских транспортных перевозок.

На федеральном уровне в марте 2023 года была создана рабочая группа по внесению изменений в приказ Минтранса по расчету НМЦК №351, в котором комитет также принимал активное участие, продолжил господин Корнюшкин. В результате этой работы были подготовлены соответствующие положения, которые были учтены в информационном письме Минфина России и Минтранса России от 02.02.2024 № 24-01-07/9128 / АК-Д3-22/2123 «Об определении начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, об изменении существенных условий такого контракта».

Что же касается кадрового вопроса, то средний возраст водителей муниципальных маршрутов, по сведениям председателя комитета, составляет более 50 лет. Наблюдается значительная текучесть кадров. Данная проблема является комплексной, включающей в себя низкий уровень заработной платы, неподобающие условия труда и невозможность обучения специальности во многих районах области.

– Наша общественная организация первой подняла этот вопрос в Российском автотранспортном союза, потом – в Союзе транспортников России. Позже были проведены совещания, состоялся общероссийский круглый стол в ТПП РФ с привлечением Минтранса, в подготовленных документах нашли отражение некоторые наши предложения, в частности – Минтрансу рекомендовать органам региональной власти и местного самоуправления проведение мероприятий по обустройству конечных остановок объектами санитарно-бытового назначения для создания комфортных условий работы водителей, – сообщил Иван Евгеньевич.

Еще одно предложение воронежских транспортников – при расчете начальной (максимальной) цены контракта выделять в отдельную финансовую часть расходы на заработную плату, которая не может снижаться или расходоваться на другие цели.

По-прежнему злободневной остается проблема тарифов: их не поднимали уже пять лет. Компенсации из бюджета (особенно в Воронежской агломерации) не позволяют предприятиям работать стабильно. Учитывая, что инфляция по области составила в прошлом году более 12%, необходимо поднять тарифы на перевозки в областном центре – это касается и «Воронежпассажиртранса», и частных перевозчиков.

Остро стояла в прошлом году для транспортных предприятий и проблема оформления полисов ОСАГО. После рассмотрения вопроса на нескольких заседаниях комитета проблему удалось решить.

Также комитет вел работу и по другим направлениям: оказание юридической помощи предпринимателям-перевозчикам, внесение предложений по совершенствованию порядка изменения и открытия маршрутов, создание центров материально-технического снабжения, реализация положений федерального закона о таксомоторных перевозках.

Говоря о планах на год 2024-й, Иван Корнюшкин подчеркнул, что на ближайшем заседании комитета необходимо вернуться к проблеме кадров и ставить вопрос формирования отдельной подпрограммы по этой тематике с участием Министерства промышленности и транспорта Воронежской области. Также комитет продолжит заниматься проблемами таксомоторных пассажирских перевозок, в том числе – нахождением компромисса в вопросе окраски транспортных средств. Стоит на повестке дня и вопрос дальнейшей цифровизации транспортной отрасли региона. Свою работу на площадке ТПП Воронежской области комитет намерен осуществлять в самых разных формах – от проведения семинаров и круглых столов до создания рабочих групп по совместной выработке необходимых нормативных документов.