5 октября в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось заседание комитета по промышленности под председательством Анатолия Чекменева (компания «Рудгормаш»). В мероприятии приняли участие вице-президент палаты Николай Щипелев, председатель комитета палаты по кадровой политике в сфере предпринимательской деятельности Вячеслав Боричевский и председатель комитета по энергетике Сергей Коровин.
С докладом по первому вопросу повестки дня выступил Вячеслав Боричевский. Он на примере работы своего HR-агентства SPS GROUP познакомил собравшихся с возможностями по оптимизации затрат предприятия на кадры путем использования современных управленческих механизмов – аутсорсинга и аутстаффинга, рассказал о новых решениях в сфере подбора персонала и вариантах вывода работников за штат.
По словам Вячеслава Олеговича, основными положительными моментами, позволяющими крупному предприятию сэкономить за счет перевода своего персонала в штат кадрового агентства (аутстаффинг), являются возможность экономии на взносах в социальные фонды (агентство как субъект МСП имеет право пользоваться льготной ставкой по взносам), а также экономия на расходах, связанных с содержанием персонала и его управлением. Кроме того, у предприятия, решившего перевести сотрудников на аутстафф, происходит увеличение количества выручки на одну штатную единицу персонала (это связано с выведением этих сотрудников из среднесписочного состава работников компании), что существенно улучшает экономические показатели предприятия, повышает его инвестиционную привлекательность, упрощает взаимодействие с банками в вопросах получения кредитов.
Разумеется, за свои услуги агентство-аутстаффер берет комиссию, но даже с учетом этой комиссии компания, пользующаяся услугами агентства, сможет существенно сэкономить. Сумма экономии, как показывает практика, может составить порядка 600-700 тыс. рублей в год для предприятия с численностью работников около 30-40 человек. Также следует иметь в виду, что затраты на данные услуги уже не имеют отношения к расходам предприятия, связанным с фондом заработной платы, а относятся к категории прочих расходов.
Участники заседания заслушали информацию Вячеслава Боричевского с интересом, задали спикеру множество уточняющих вопросов.
По второму пункту повестки дня – о необходимости анализа регламентирующего законодательства в сфере энергообеспечения и контроля за его изменениями в связи со сложившейся на энергетическом рынке ситуацией – перед собравшимися выступил член комитета по энергетике Дмитрий Кудаев (ООО «Перспектива»). Дмитрий Вячеславович отметил, что вопрос оплаты электроэнергии для воронежских предпринимателей всегда является актуальным, особенно с учетом того, что в нашем регионе сбытовые надбавки – одни из самых высоких в стране. Законодательное регулирование отрасли – весьма сложное, рядовому предпринимателю бывает непросто в нем разобраться перед заключением договора на поставку электроэнергии. К тому же оно крайне динамично меняется: за год может произойти несколько корректировок одного и того же документа. В результате возникает ситуация, при которой предприятие переплачивает поставщикам значительные суммы (речь может идти о десятках миллионов рублей в год), не зная о том, что данный вид расходов при желании можно оптимизировать, обладая соответствующей информацией. Поставщики же пользуются сложившейся ситуацией, неплохо зарабатывая на неинформированности своих клиентов. В связи с этим у бизнеса возникает реальная потребность в структуре, которая на постоянной основе мониторила бы ситуацию в сфере энергетического законодательства, отслеживала бы изменения в нем, облегчая в этом аспекте финансовую нагрузку, ложащуюся на промышленные предприятия. Комитет по энергетике последовательно выступает за создание такой структуры. Сергей Коровин поддержал коллегу, добавив, что контролировать этот вид деятельности – абсолютно в интересах региона.
В ходе последовавшей дискуссии предприниматели высказали два противоположных мнения. Заместитель генерального директора по развитию ООО «РГМ-Нефть-Газ-Сервис» Мария Березкина заявила, что подобная организация должна функционировать при органах власти и, соответственно, оказывать свои услуги предпринимателям бесплатно (за счет бюджетного финансирования). Анатолий Чекменев возразил на это, что он готов – при условии существенной экономии средств за счет оптимизации расходов на электроэнергию – отдать часть сэкономленных денег за услуги такой консультационной компании.
Далее Сергей Коровин выступил с сообщением на тему повышения энергоэффективности и снижения расходов на энергообеспечение, обозначив в первую очередь острую кадровую проблему в отрасли. Второй момент, о котором упомянул Сергей Михайлович, – то, о чем говорил предыдущий оратор: недавняя проверка восьми предприятий выявила, что ни один договор на поставку электроэнергии не был составлен в соответствии действующим законодательством, везде были обнаружены нарушения. По примерным оценкам, объем переплаты только по этим восьми предприятиям может достигать около 30 млн рублей в месяц.
По сути, поставщики сегодня могут указать в договоре поставки любую сумму платы за электроэнергию: проверить ее обоснованность потребитель не сможет ввиду некомпетентности в данной сфере, отметил оратор. А поскольку в структуре правительства Воронежской области нет полноценного департамента по энергетике (ныне он совмещен с департаментом по ЖКХ), сегодня на областном уровне некому контролировать данную ситуацию. Коммерческие структуры пользуются этим. Как уже было сказано ранее, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика у нас в регионе – одна из самых высоких в России. Остальные поставщики, разумеется, тоже ориентируются на эту цифру, и опускать цену ниже этого уровня им невыгодно с коммерческой точки зрения. Хотя законодательство позволяет заключать договоры с любой сбытовой компанией, в том числе с независимыми сбытовыми компаниями, работающими на федеральном уровне. Процесс их создания был запущен несколько лет назад, когда крупные организации поняли, что могут создавать собственные сбытовые компании. Так, например, появилась одна из первых таких компаний – «МагнитЭнерго», принадлежавшая одноименной торговой сети. Сегодня уже на федеральном уровне идет разговор о создании подобных отраслевых компаний: «ОбрЭнерго» – в системе образования, «КультЭнерго» – в системе культуры и т.д. Таким образом, речь идет об отходе от доминирования на рынке гарантирующих поставщиков.
По мнению Сергея Михайловича, у нас, в Воронежской области, этим вопросом нужно серьезно заниматься, не бояться использовать федеральное законодательство для организации взаимоотношений с поставщиками. В идеале было бы хорошо отрегулировать этот процесс в нашем регионе так, чтобы у потребителей электроэнергии не оставалось никаких вопросов по поводу ценообразования на электричество.
В заключительной части заседания его участники обсудили ситуацию, складывающуюся на промышленных предприятиях Воронежа в связи с мобилизацией их сотрудников. Были рассмотрены вопросы вручения повесток гражданам по месту работы, особенности оформления брони на критически важных специалистов, моменты, связанные с квотированием мобилизованных. Было обращено внимание на то, что наименования должностей специалистов, претендующих на получение брони, должны совпадать с наименованиями этих специалистов в перечне должностей, утвержденном Минобороны. Получить данный перечень можно в районных управах Воронежа.
Подводя итоги заседания, Анатолий Чекменев призвал всех членов комитета поддерживать между собой связь и оперативно оповещать друг друга в случае появления важной, актуальной для всех информации.