13 марта в конференц-зале ТПП Воронежской области состоялось заседание комитета палаты по кадровой политике в сфере предпринимательской деятельности под председательством Вячеслава Боричевского (SPS GROUP).
Первым вопросом повестки дня значилось принятие в комитет новых членов и экспертов. Вячеслав Боричевский пояснил, что комитет нуждается в плотном взаимодействии с промышленными предприятиями Воронежа в рамках своей работы, в связи с чем одним из кандидатов на вступление в члены комитета выступила директор по персоналу компании «Рудгормаш» Екатерина Коваленко, которая также является секретарем комитета по промышленности ТПП Воронежской области. Екатерина Викторовна коротко ознакомила собравшихся со своей профессиональной биографией, отдельно остановившись на той работе, которую она осуществляет в компании «Рудгормаш».
Свой интерес к работе в составе комитета по кадровой политике госпожа Коваленко объяснила серьезностью кадровой проблемы на представляемом ею предприятии: «Рудгормашу», как и другим крупным воронежским промышленным производствам, остро не хватает сотрудников рабочих специальностей – токарей, фрезеровщиков и т.д. Местные учебные заведения, по ее словам, перестали готовить представителей рабочих профессий совсем.
– Промышленность поставлена в такие условия, что приходится либо переучивать, либо учить с нуля, но самим, – пояснила Екатерина Коваленко.
Далее председатель комитета представил кандидатуры экспертов комитета: Людмила Костромина (управление персоналом, моделирование и отстраивание бизнес-процессов), Анна Звездинская (директор ГКУ ВО «Центр занятости населения «Молодежный») и в заочном формате – внешний эксперт (г. Москва) Елена Шульгина (коуч, бизнес-тренер, практик в сфере управления). Проголосовав, члены комитета единогласно утвердили представленных кандидатов в качестве членов комитета.
Также единогласно присутствующие проголосовали за заключение соглашения о сотрудничестве между комитетом по кадровой политике в сфере предпринимательской деятельности ТПП Воронежской области и Центром занятости «Молодежный».
Помимо этого участники заседания высказали мнение, что в качестве экспертов комитета также хотелось бы видеть представителей департамента образования Воронежской области, поскольку вопрос с образованием новых рабочих кадров, с обучением молодых людей рабочим профессиям – это вопрос системный, очень актуальный для всех членов комитета. Связано это, помимо прочего, еще и с дефицитом образовательных кадров: людей, которые могут обучить других работе на станках, осталось, к сожалению, крайне мало, а по каким-то направлениям не осталось совсем.
С другой стороны, отметили собравшиеся, необходима и популяризаторская работа среди молодежи: не секрет, что далеко не все представители молодого поколения готовы пойти работать на производство (притом что уровень зарплат в этом секторе сегодня является очень привлекательным: по словам Екатерины Коваленко, токарь на «Рудгормаше» зарабатывает 100 тыс. рублей месяц)
Также прозвучала мысль о том, что воронежские предприятия готовы поддерживать образовательные инициативы властей – в виде выделения финансовых средств или предоставления площадок под эту деятельность (в том числе – с необходимым производственным оборудованием).
Следующим вопросом повестки дня значилось создание подкомитета по взаимодействию образования и бизнеса в структуре комитета. Целью его создания было обозначено обеспечение взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами (не только с государственными структурами, но и, например, с корпоративными образовательными центрами) для развития системы образования, улучшения подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Воронежской области, а также участие в разработке соответствующих региональных программ. По словам Вячеслава Боричевского, комитеты по образованию имеются в составе большинства региональных торгово-промышленных палат. На пост председателя будущего подкомитета Вячеслав Олегович выдвинул кандидатуру руководителя центра планирования и развития карьеры Воронежского института высоких технологий Татьяны Бережной. Оба предложения председателя были единогласно утверждены членами комитета.
Говоря о дальнейших перспективах работы комитета, Вячеслав Боричевский напомнил присутствующим, что в его планах значится проведение заседания по вопросу снижения бюрократической нагрузки в деятельности бизнеса со стороны государственного контроля. Вопрос этот, по мнению председателя, глубокий: современное российское трудовое законодательство нуждается в достаточно серьезной корректировке, необходимость которой диктуется самой жизнью. И здесь комитет может вести определенную работу, выходя с законодательными инициативами, – хотя бы в тех масштабах, которые ему доступны.
Например, требует изменения подход в оценке специальных условий труда, которая сегодня едина и для микропредприятий, которые по онлайн-заявкам торгуют халатами, и для крупных производственных гигантов, где несоблюдение техники безопасности может реально угрожать жизни и здоровью работников. При этом проведение спецоценки условий труда никто не требует, скажем, с самозанятых, хотя они тоже занимаются предпринимательской деятельностью.
Есть вопросы и по обязательному для предпринимателей квотированию рабочих для инвалидов. На практике это приводит к тому, что владельцы компаний берут в свой штат совершенно не нужных им сотрудников, лишь бы закрыть в отчетности этот момент. Предприниматели же предлагают скорректировать это условие: сделать трудоустройство людей с инвалидностью добровольным для бизнеса, но с обязательным поощрением тех предпринимателей, которые организуют рабочие места для инвалидов.
Отдельная тема для обсуждения – так называемые «сложные увольнения». Периодически работодатели сталкиваются с тем, что тот или иной работник вдруг начинает работать плохо. Уволить такого сотрудника крайне сложно: инспекция по труду и суды часто встают на сторону работника, требуют массу документов, доказывающих его халатное отношение к своим трудовым обязанностям, часто восстанавливают таких уволенных работников в должности с выплатой компенсаций. Да и для компании репутация предприятия, которое постоянно судится со своими сотрудниками, – не самая выгодная. Как грамотно с точки зрения трудового законодательства вести себя работодателю в подобной ситуации – хорошая тема для будущих заседаний комитета.
Еще один интересный момент – внедрение института наставников на предприятиях. В начале марта президент нашей страны Владимир Путин дал старт Году педагога и наставника в России. Каким именно образом будет реализовано наставничество, как оно будет оформляться с точки зрения Трудового кодекса РФ, будет ли эта работа оплачиваемой или же это будет общественная нагрузка (возможно, с какими-то определенными иными формами поощрения работников-наставников), какие требования будут предъявляться к наставникам, будет ли рассматриваться наставничество в рамках образовательных программ, региональных или федеральных, – все эти вопросы вызывают сегодня живой интерес у работодателей.
Обсуждая перечисленные выше проблемы, члены комитета высказали предположение, что, возможно, в дальнейшем для обсуждения тех или иных неоднозначных моментов из повседневной практики воронежского бизнеса комитету придется привлекать к участию в заседаниях кадровиков и юристов, чтобы получать от них необходимые пояснения непосредственно по ходу обсуждения вопроса. Любопытно было бы также услышать и мнение прокуратуры и инспекции по труду по поднятым вопросам.
Также Вячеслав Боричевский проинформировал, что со стороны руководства ТПП Воронежской области поступило предложение провести заседание с участием предпринимателей, реализующих серьезные инвестиционные проекты, чтобы лучше понять кадровые потребности рынка именно со стороны инвесторов. Здесь речь может идти и о наборе персонала, и о его переподготовке и переобучении. Известно, что дефицит кадров существенно снижает инвестиционную привлекательность региона. В связи с этим работа в этом направлении подразумевает обращение к областным властям, которые в рамках региональной программы подготовки персонала могут подстроиться под требования рынка и тем самым дополнительно стимулировать инвестиционную активность в регионе. Сейчас уже есть порядка четырех предприятий, которые хотели бы озвучить свою позицию по этому вопросу в рамках заседания комитета и, возможно, получить консультационную поддержку со стороны специалистов по кадрам.
В заключительной части заседания члены комитета рассмотрели предложения и пожелания по проведению форума по управлению персоналом «HR-перезагрузка-2023», который намечен на 12 апреля. Господин Боричевский сообщил, что в рамках форума планируется организация круглого стола специалистов-практиков в HR-сфере, которые поделятся с участниками и гостями форума своими наработками. Многие из обозначенных выше тем можно будет рассмотреть как раз в рамках этого круглого стола, услышав по ним мнения профессионалов высочайшего уровня. Подсвеченные на форуме темы также планируются впоследствии к более предметному обсуждению на заседаниях комитета. Следующее заседание председатель комитета предложил провести как раз по итогам форума, ближе к маю.