4 апреля 2021 г., 9:43

Энергоэффективность государственных учреждений и предприятий с участием государства

Энергоэффективность государственных учреждений и предприятий с участием государства, порядок действий:

- Энергообследование.
- Программа в области  энергосбережения и повышения энергоэффективности.
- Энергодекларация.

Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предписывает всем организациям, перечисленным в статье 25, добиваться решения задачи по достижению определенного уровня энергоэффективности. 

В рамках решения задачи роста энергоэффективности предприятий России правительство РФ в первую очередь показывает пример и организовывает деятельность по всем государственным бюджетным, казенным учреждениям по выявлению потенциала энергосбережения и планирует проводить реальные мероприятия по повышению энергоэффективности. 

С целью реализации всех этапов этой задачи правительство РФ и Минэкономразвития России приняли ряд отдельных законодательных актов:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 №1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды».
- Приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. №707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов».
- Приказ Минэкономразвития России от 25 мая 2020 г. №307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования». Зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2020 года, регистрационный №59072.
- Приказ Минэкономразвития России от 25 мая 2020 г. №310 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)». Зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2020 года, регистрационный № 59071.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 №914 «О внесении изменений в требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды».
- Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. №425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 г. №161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Для достижения практических результатов энергетической эффективности исполнительные органы  государственной власти Воронежской области предписывают руководителям предприятий и учреждений, указанным в статье 25 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ (ред. от 26.07.2019), в определённый срок отчитываться по вопросам:

- установки целевых уровней снижения потреблениявсех видов топливноэнергетических ресурсов на основании энергетических обследований и данных деклараций о потреблении энергетических ресурсов;
- корректировки ранее утвержденных или подготовке новых программ в области  энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с установленными целевыми уровнями снижения потребления ресурсов;
- предоставлении деклараций о потреблении энергетических ресурсов за 2020 год.

Первый важный шаг – это проведение энергетического обследования для получения актуальной информации текущего состояния энергопотребления. Данные Энергетического паспорта, полученные в результате обследования, и будут являться точкой отсчета для дальнейших действий.

Далее на основании материалов энергетического обследования необходимо разработать Программу в области энергосбережения  и повышения энергоэффективности.

Следующий шаг – это поэтапное выполнение работ по разработанной Программе в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Целевыми показателями эффективности будет являться реальное снижение энергопотребления на 3% в год.

В заключение, как предписано Приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707, необходимо подготовить и  предоставить Декларацию о потреблении энергетических ресурсов в Минэкономразвития России до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Как показывает практика, в текущем состоянии учреждений всегда не хватает средств на то, чтобы обновить устаревшее энергооборудование, а благодаря 261-ФЗ появилась хорошая возможность поменять устаревшее оборудование на новое и повысить энергоэффективность даже более 3% в год. Этого требует Постановление Правительства РФ №1289. С учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 №914, оно предписывает главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) до 30 сентября 2020 года установить для подведомственных учреждений целевой уровень снижения потребления энергоресурсов — газа, тепловой и электрической энергии, мазута, угля, дизеля и иного топлива, а также воды. Ключевые моменты документа это:

– Целевой уровень снижения потребления ресурсов устанавливается ГРБС на 3-летний период в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минэкономразвития России, в том числе на основании результатов проведенных энергетических обследований и данных деклараций о потреблении энергетических ресурсов.
– Достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов обеспечивается за счет реализации мероприятий, отраженных в Приложении №22 к Энергетическому паспорту и Техническому отчёту о проведении энергетического обследования и Программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
– Организации обязаны разработать или скорректировать ранее утвержденные Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
– В отношении мероприятий Программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не обеспеченных бюджетным финансированием, организации обязаны осуществить действия, направленные на заключение энергосервисного договора (контракта).

Для полноценного исполнения всех перечисленных требований техническая подготовка персонала требует достаточно высокой квалификации. Наш собственный опыт работы, к сожалению, говорит о недостаточном уровне подготовленности исполнителей. А это, естественно, приводит к искажению реального состояния энергетической эффективности, что недопустимо и влечет наложение административного штрафа.

Ответственность предусмотрена пунктами 8,9,10,11  КоАП РФ Статьи 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (введена Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц до 460 тыс. рублей.

Проводя энергоаудит государственных учреждений и предприятий с участием государства, промышленных предприятий, жилых домов, объектов любой сложности и составляя Энергетические паспорта, разрабатывая Программы в области энергосбережения  и повышения энергоэффективности, энергоаудиторы стремятся выявить ваши скрытые резервы энергопотребления с целью их рационального использования.

В заключении хочу обратить внимание  руководителей всех уровней, что энергетическое обследование дает возможность проверки юридической чистоты Договоров поставки тех или иных видов топливо-энергетических ресурсов и приводит к снижению совокупных платежей, учитывая и возврат переплаты.

Надеюсь, эта информация позволит дать ответы на вопросы препятствующие принятию верных решений, соответствующих требованию современного законодательства.

Председатель комитета по энергетике Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Коровин Сергей Михайлович

Еще: