Услуги

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Профессионально-общественная аккредитация

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с п. 3. статьи 96 вышеуказанного Закона, «работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность». В соответствии с п. 4 статьи 96 вышеуказанного Закона, «профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ профессионально-общественной аккредитации: дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на  анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

ОСОБЕННОСТИ  профессионально-общественной аккредитации

Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения общественно-профессиональной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ. 

Многосубъектность проведения оценки. В состав аккредитационного совета и экспертной комиссии по общественно-профессиональной аккредитации включаются эксперты в сфере аккредитации, представители студенчества, работодателей, других аккредитационных организаций.

Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.

Технология проведения оценки. Технология общественно-профессиональной аккредитации базируется на получении качественных и количественных оценок по показателям, которые не учитываются при государственной аккредитации, но включают оценки работодателей, студентов, родителей, общественности.

ПРЕИМУЩЕСТВА  профессионально-общественной аккредитации:

Ключевые преимущества участия в ПОА для всех участников процесса: бизнеса, государственных и общественных институтов, образовательных учреждений

Практика проведения ПОА Союзом «ТПП ВО» показала, что проведение процедур профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ дает преимущества всем без исключения участникам процесса.

1. Ключевые преимущества участия в ПОА для бизнеса:

- возможность получать объективную информацию о качестве подготовки кадров в различных учебных заведениях, что дает возможность совершать обоснованный выбор партнера для сотрудничества;

- возможность осуществлять реальное, а не номинальное влияние на содержание образовательных программ через заключение по итогам ПОА;

- возможность готовить кадры, «заточенные» под собственные нужды, за счет средств бюджетов различных уровней;

- возможность отбора в ходе проведения процедуры ПОА лучших учащихся профессиональных образовательных учреждений с целью последующего трудоустройства. В связи с этим минимизация бюджетов на headhunting (охоту за «светлыми головами»).

2. Ключевые преимущества участия в ПОА для государства:

- возможность получения всесторонней, профессиональной и независимой оценки качества реализуемых программ, финансируемых в том числе за счет государства;

- возможность составления рейтингов профессиональных образовательных программ в рамках региона с целью оптимального распределения финансирования (например, опыт ПОА Союза «ТПП ВО» учтен при проведении процедуры оптимизации сети учреждений среднего профессионального образования Воронежской области);

- повышение доверия бизнес-сообщества  к государственной системе подготовки кадров через его вовлечение в данную процедуру.

3. Ключевые преимущества участия в ПОА для образовательного учреждения:

- повышение уровня доверия заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг, результативности и эффективности образовательного учреждения;

- укрепление имиджа и бренда образовательного учреждения на рынке образовательных услуг;

- постепенное повышение конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на рынке труда;

- вовлечение сотрудников образовательного учреждения в работу по развитию качества образовательных услуг, повышение степени приверженности сотрудников идее качества;

- возможность получения дополнительного финансирования образовательной программы по итогам положительных результатов ПОА (действующие преимущества при участии в конкурсе на распределение контрольных цифр приема Министерства образования и науки РФ);

- внешний, независимый аудит качества реализации образовательных программ без штрафных санкций;

- привлечение дополнительных партнеров из числа работодателей к реализации образовательной программы;

- ценные рекомендации по рынку труда, профориентационной работе, содержанию образовательной программы.

4. Ключевые преимущества участия в ПОА для абитуриента, студента и родителей:

- получение объективной информации о востребованности программ рынком труда, качестве реализации  программ;

- получение ценной информации о требованиях рынка труда к соискателям по данному профилю, тактике поиска работы и проведения собеседований, важности развития общих компетенций;

- снижение социальной напряженности на рынке труда, достижение ряда социальных эффектов (удовлетворенность выпускников рабочим местом, профессиональный рост в выбранном направлении и т. д.).

СРОКИ И СТОИМОСТЬ  ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ:

Процедура профессионально-общественной аккредитации проводится в течение 2-3 недель и включает:

- ознакомление руководства организации, осуществляющей образовательную деятельность, с документами, регламентирующими проведение аккредитации (за 1-2 недели);

- выезд экспертов в  организации, осуществляющие образовательную деятельность (1-2 дня);

- встреча и переговоры с организациями–работодателями (3-7 дней);

- подготовка заключения экспертной комиссии (5-7 дней д.);

- принятие решения Аккредитационным советом, с 2015 г. - экспертной комиссией.

Информация об аккредитационном совете

- приказ об аккредитационном совете, 2013 г. (стр.1стр.2);

- приказ об аккредитационном совете, 2014 г. (стр.1стр.2);

- приказ об аккредитационном совете, 2015 г. (стр.1стр.2).

Стоимость услуги по проведению профессионально-общественной  аккредитации  составляет  70 000 руб. (для программ среднего профессионального образования), 100 000 руб. (для программ высшего образования). Стоимость включает различные налоги и не включает транспортные расходы за пределами г. Воронежа.

Для того чтобы принять участие в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, необходимо заполнить заявку и выслать отсканированный вариант на адрес электронной почты cdo.tppvo@mail.ru или предоставить лично по адресу: г. Воронеж, ул. Свободы, 73, 2 этаж, оф.201.

Необходимо также заключить договор на проведение аккредитации.  Тел./факс: (473) 207-04-14, 2-512-012, доб. 206 (Шалаев Олег Олегович, начальник отдела развития профессиональных квалификаций Центра делового образования Союза "ТПП ВО").

Положение  о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, можно получить  заблаговременно, направив предварительно запрос на вышеуказанный адрес электронной почты.

РЕЕСТР АККРЕДИТОВАННЫХ ПРОГРАММ

Основные итоги проведения Союзом «ТПП ВО» процедуры ПОА образовательных программ высшего и среднего профессионального образования на территории Воронежской области (по состоянию 01.01.2017 г.):

- с 2013 года реализованы 35 процедур  профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования;

- процедура ПОА проведена в 10 муниципальных районах Воронежской области и образовательных организациях г. Воронежа;

- по итогам 2014 года Воронежская область вошла в 5 лучших регионов по реализации процедуры ПОА;

- в ходе проведения ПОА осуществлено 3 этапа переработки и актуализации Положения, а также перечня показателей и критериев на основе требований Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;

- отобраны и представлены лучшие практики в сфере СПО региона;

- результаты ПОА использованы при подготовке модели оптимизации региональной сети организаций профессионального образования;

- в рамках проведения ПОА осуществлены визиты на более чем 100 предприятий, опрос более чем 350 предприятий региона;

- разработано 35 рекомендаций по корректировке содержания образовательных программ и условий их реализации по итогам ПОА.

- 18 октября 2016 года делегаты Союза «ТПП ВО» выступили с докладом о своем опыте по развитию ПОА профессиональных образовательных программ на заседании Президиума Правления ТПП РФ. По итогам заседания было принято постановление Президиума Правления ТПП РФ по распространению среди торгово-промышленных палат и администраций регионов практики работы Союза «ТПП ВО» ПОА профессиональных образовательных программ.