Комитеты ТПП

Комитет по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике

Автотранспорт, грузоперевозки и ГСМ: проблемы и их решения

05 марта 2012 года

В Торгово-промышленной палате Воронежской области прошло расширенное заседание комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике. Заседание открыл председатель Комитета ТПП ВО по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике, генеральный директор ЗАО «Воронежтранссервис» Иван Корнюшкин. Он сообщил, что сегодняшнее заседание Комитета совместно с Межрегиональной Транспортно-Логистической Ассоциацией (МТЛА) является мероприятием, направленным на обсуждение вопросов, касающихся развития рынка автотранспортных услуг не только в Воронежской области, но и за ее пределами, а также основных проблем его функционирования. Любые интересующие вопросы присутствующие могли задать представителям МТЛА и заместителю начальника отдела транспорта и транспортной безопасности Департамента промышленности, транспорта и инновации Воронежской области Сергею Симоненко.

По вопросу оценки текущего состояния рынка автотранспортных услуг, основных проблем, препятствующих развитию добросовестной конкуренции председатель Комитета ТПП ВО по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике рассказал, что на сегодняшний день рынок автотранспортных услуг развивается таким образом, что ограничений на приобретение транспортных средств нет, то есть любой свободно может приобрести грузовое либо пассажирское транспортное средство и использовать его так, как он хочет. Таким образом, появилась конкуренция между перевозчиками на данном рынке, в том числе и недобросовестная и неуправляемая. Поэтому сегодня существует «принижение» самой транспортной системы и тех людей, которые там работают.  
Во многих транспортных предприятиях сам процесс перевозки плохо организован, водители долгое время могут простаивать без работы, автомобили некуда ставить – не достаточно гаражей для отстоя транспорта, подготовка к выезду транспорта, технический осмотр транспорта перед выездом либо не осуществляется вообще, либо осуществляется некачественно. Особенно важен медицинский осмотр водителей перед выездом: состояние его здоровья, не находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения, чтобы это не привело к какому-либо чрезвычайному происшествию и т.д. Нормальный ремонт транспорта осуществляется только тогда, когда уже произошла аварийная ситуация или поломка транспортного средства. Таким образом, контроль над текущим состоянием транспортного средства перед отправкой его на выезд отсутствует. Системы повышения квалификации водителей-экспедиторов вообще нет, что пагубно сказывается на состоянии конкурентоспособности данной отрасли. Отследить движение транспорта, особенно крупных грузоперевозок, сегодня практически невозможно, и цены на такой вид перевозки отследить очень тяжело.
Сергей Симоненко добавил, что проблемы, перечисленные Иваном Корнюшкиным, назрели уже давно, и в Департаменте промышленности, транспорта и инновации Воронежской области в настоящее время решается вопрос создания единого центра или единой базы данных, содержащей всю необходимую информацию о добросовестных перевозчиках, а также о тех услугах, которые они могут предложить потенциальным клиентам. Сергей Симоненко обратился ко всем присутствующим, отметив, что для этого необходимо не только активное участие перевозчиков, но и их предложения для упрощения ситуации в данном направлении. И объединяться перевозчикам необходимо в некоммерческое партнерство и по территориальному признаку  для представления своих интересов во властных структурах. Есть территории, которые могут быть включены в инвестиционный проект создания, например, опорных логистических комплексов, которые могут быть поддержаны правительством области. Формы поддержки – налоговые льготы, субсидирование до 2/3 процентной ставки рефинансирования Центрального банка и т.д. Если есть какие-либо предложения по дальнейшему развитию транспортной отрасли в регионе со стороны перевозчиков, то правительственные органы готовы их рассмотреть, готовы выслушать и действовать в дальнейшем совместно.
Далее, речь велась о кластерной политике региона, а также о возможном создании кластерном направлении – транспортно-логистических услуг. В данном направлении в Департаменте промышленности, транспорта и инновации Воронежской области занимаются первым проектом – созданием транспортно-логистической зоны в поселке Чертовицком, где уже построено три терминала и еще планируется строительство. Это будет единая логистическая организация для всех промышленных предприятий, желающих передать функции перевозки сторонней организации.
  По вопросу взаимодействия участников автотранспортной деятельности с органами исполнительной, законодательной власти, административными и налоговыми органами, Иван Корнюшкин отметил, что торгово-промышленная палата Воронежской области наделена правом законотворческой инициативы, то есть многие законодательные акты Воронежской области рассматриваются с участием ТПП. Таким образом, Торгово-промышленная палата, с одной стороны, работает совместно с Правительством Воронежской области, а с другой, - отстаивает интересы бизнеса, предпринимательского сообщества в региональных органах власти.
Проблемы формирования экономически обоснованных цен на перевозки грузов автотранспортом на территории Воронежской области озвучил президент некоммерческого партнерства «Придонье» Сергей Караулов. Он сообщил, что на сегодняшний день в нашем регионе, да и в стране в целом нет никакого нормативно-правового акта, который бы регламентировал цены на предоставление услуг перевозки грузов автотранспортом. Цена на услугу грузоперевозки должна соответствовать определенным критериям, которые необходимо сначала выработать. Такими критериями должны быть: срок доставки груза, качество доставки груза, его безопасность и т.д. то есть цена перевозки должна отражать не только себестоимость этой перевозки, но и учитывать такие важнейшие критерии, о которых сейчас говорится.
Также выступающий добавил, что, по его мнению,  если за ближайшие пять лет ничего в данной сфере не удастся изменить, то транспортно-логистическая отрасль просто вымрет, потому что нет ни центров повышения квалификации водителей-экспедиторов, нет центров повышения водительского мастерства, ни возможности для обновления парка автотранспорта. Необходимо проработать критерии оценки подвижного состава, ценовую политику, необходимо диалог вести с властью.
Для обеспечения конструктивного решения проблем, касающихся развития транспортно-логистической отрасли, необходимо обеспечить диалог между грузоперевозчиками и промышленниками в форме проведения различных тематических семинаров, круглых столов и т.д. Вывод в данной ситуации может быть только один – для отстаивания своих интересов и переговоров грузоперевозчикам необходимо объединяться (например, в некоммерческие партнерства, в саморегулируемые организации по опыту западных стран), необходимо обеспечить прозрачность своей работы, контроль над ней, а для этого нужно, чтобы была создана база перевозчиков, велась статистика перевозок и эта информация должна быть выложена на сайте.
Еще один вопрос, который был рассмотрен на комитете -  организация контроля за качеством и ценой горюче-смазочных материалов на топливном рынке Воронежской области. В настоящее время нет контроля над качеством горюче-смазочных материалов: бензин некачественный, что может привести к неисправному состоянию транспортного средства. Что касается цен на ГСМ, то здесь можно сказать, что они растут очень стремительно.
Было высказано предложение о создании в Воронежской области специальной «горячей линии». В том случае, если водитель почувствовал, что его транспортное средство после заправки его горючим работает «не так» и причиной этому является именно залитый бензин, то можно было бы позвонить по «горячей линии», сообщить место приобретения этого бензина и, соответственно, сделать экспертизу залитого бензина, то есть проверить его на качество. Только таким образом, возможна борьба с низким качеством ГСМ и с автозаправочными компаниями, предлагающими некачественный бензин.
Руководитель ООО «Дизель-сервис» Пивовар Владимир Андреевич высказал свое мнение по поводу того, что необходимо менять всю законодательную базу, регулирующую процесс грузоперевозки и деятельность грузоперевозчиков и делать это нужно, в первую очередь, на федеральном уровне, а уже потом на уровне Воронежской области.