Комитеты ТПП

Комитет по регулированию топливного рынка

Заседание комитета (16.08.2019)

16 августа в конференц-зале Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» состоялось заседание комитета по регулированию топливного рынка под председательством Алексея Трепалина. Главной темой мероприятия стали предложения Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» по изменению системы измерений топлива при его отпуске потребителям на топливо-раздаточных колонках (ТРК).

В частности, инициатива государственного научного метрологического центра касается корректировки пределов допускаемой основной погрешности колонок. В настоящее время этот показатель составляет 0,25%, а суммарное отклонение, соответственно, 0,5%. ФГУП «ВНИИР» предлагает правительству РФ снизить допустимую погрешность до 0,15%, а суммарную – до 0,3%. Также метрологи намерены внедрить новую методику поверки ТРК на всей территории страны. 

В Ассоциации топливного рынка г. Воронеж, которую возглавляет Алексей Трепалин, уверены: действующая ныне система измерений абсолютно жизнеспособна и не исчерпала своих возможностей, в то время как метрологическая «революция» может обернуться масштабными проблемами, в первую очередь – для независимых топливных компаний. При этом конечная цель – снижение возможных потерь покупателей топлива на АЗС – достигнута не будет в силу физических свойств реализуемого продукта. 

Как пояснил начальник отдела метрологии одной из городских топливных компаний Виктор Семенников, существующие пределы допустимой погрешности во многом определяются тем, что температура бензина, реализуемого на АЗС, существенно колеблется, проходя путь от места хранения до точки сбыта. 

– Плотность топлива, его объем находятся в прямой зависимости от температуры. Теперь представьте: летом температура грунта у подземного резервуара на АЗС – плюс 11 градусов Цельсия. У технологических трубопроводов – плюс 15-18 градусов. А на самой ТРК доходит до плюс 30. Для проведения корректных измерений, необходимо термостатировать мерник. Но под какую температуру? Значит, надо проливать три раза. Специалисты ФГУП «ВНИИР» в своих расчетах руководствовались средним показателем из трех полученных. При этом применять его предлагают для максимальных значений, которые будут на топливо-раздаточных колонках, – пояснил Виктор Семенников. 

Участники встречи также отметили, что специалисты ФГУП «ВНИИР» проводили свои измерения на базе одной из компаний в Татарстане. Очевидно, что климатические условия этой республики не позволяют корректно экстраполировать полученные результаты на все регионы России. 

Алексей Трепалин подчеркнул: внедрение предложенной новации приведет к тому, что до 80% исправных и качественно работающих ТРК станут браком из-за несовершенства новой методики.

– Почему вообще в головах возникла подобная идея? Эффективно решать проблемы с точностью отпуска топлива потребителям позволяет и нынешняя система измерений. Может быть, ее нужно как-то скорректировать, но не полностью менять. Иногда складывается ощущение, что в некоторых ведомствах рождают идею ради идеи, – прокомментировал ситуацию Алексей Иванович.

Он отметил, что ситуация с реформированием системы измерений объема топлива на ТРК не устраивает никого из участников розничного рынка: как независимые АЗС, так и вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи). Как следствие, представители ВИНКов на уровне Министерства энергетики и Росстандарта РФ пытаются приостановить внедрение новых нормативов. 

– Но мы должны понимать: если для вертикальных холдингов речь идет о существенных дополнительных расходах, то для независимых сетей – о самом выживании. ВИНКи с их оборотами, возможно, сумеют обновить АЗС в сжатые сроки. Мы – нет. Невольно возникает вопрос: а не ради ли этого и затевается вся реформа системы измерений на ТРК?! – задался вопросом председатель комитета.

Он также отметил, что подобные пертурбации в конечном итоге лягут бременем на простых автолюбителей.

– Кто будет компенсировать ВИНКам закупку нового оборудования на АЗС? Отнюдь не государство! А те, кто заправляется на станциях. Если часть независимых компаний закроется, то это приведет не только к значительным очередям на АЗС, но и монополизации рынка. Как следствие, цены на бензин получат двойной толчок для скачка вверх, – сказал господин Трепалин.

В ходе заседания комитета его участники также обсудили вопрос предлагаемых правительством РФ изменений в регулировании сбыта сжиженных углеводородных газов (СУГ) на специализированных заправочных станциях. В частности, одна из новаций направлена на строительство отдельных колонок для продажи СУГ в баллонах для бытовых нужд населения. 

Формальная причина инициативы – повышение уровня безопасности граждан. 

– Мы сделали запрос в МЧС Воронежской области относительно того, какое количество несчастных случаев с газовыми баллонами произошло на территории заправок. Оказалось – таких случаев просто нет. Все ЧП с газовыми баллонами происходят в быту, из-за неправильной эксплуатации. А оборудование, которым на станции заправляют автомобили и баллоны, является максимально безопасным. К тому же никто никогда не заправляет баллоны при людях. Человек сдает пустой и получает взамен уже заправленный. Для него нет разницы, на какой колонке закачивали газ: на отдельно стоящей, или на той же, где заправляют автомобили, – пояснил Алексей Трепалин. 

При этом строительство отдельной колонки – вопрос весьма затратный. С учетом необходимости остановки всей станции расходы составят до 1 млн рублей. 

– На уровне власти звучит множество заявлений о необходимости поддерживать малый и средний бизнес. Но на практике мы в очередной раз сталкиваемся с абсолютно немотивированным, бюрократическим решением, которое станет тяжким обременением для наших предпринимателей, – резюмировал председатель комитета.

Протокол заседания