Комитеты ТПП

Комитет по регулированию топливного рынка

Совещание (20.02.2020)

20 февраля в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Воронежской области состоялось совещание представителей делового сообщества и органов государственной власти, посвященное возможностям региона по строительству метановых автозаправок (модульных и АГНКС) и переводу на данный вид топлива автотранспортных средств. Инициатором совещания выступил комитет по регулированию топливного рынка ТПП Воронежской области. В мероприятии приняли участие вице-президент ТПП Николай Щипелев, президент Ассоциации топливного рынка г. Воронеж, председатель комитета по регулированию топливного рынка Алексей Трепалин, председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике ТПП Иван Корнюшкин, заместитель руководителя – начальник отдела перерабатывающей промышленности департамента аграрной политики Воронежской области Алексей Попов, советник отдела транспортной инфраструктуры и логистики департамента промышленности и транспорта Воронежской области Роман Жихарев и сотрудник этого департамента Мария Маслова.

Открыв совещание, Алексей Трепалин напомнил о том, что задачи по переводу автотранспорта на метан обозначены в подпрограмме «Автомобильный транспорт» федеральной программы «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива». Воронежская область – одна из 27 субъектов Федерации, которым доведены целевые показатели участия в программе, определены параметры финансирования из бюджетов РФ и региона. Стоит особо отметить, что программа  «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива» была разработана в рамках «Энергетической стратегии России на период до 2035 года», которая, в свою очередь, стала одним из этапов реализации национальных проектов страны, обозначенных президентом России Владимиром Путиным. 

Участники  совещания обозначили плюсы использования метана в качестве топлива для заправки автомобильного транспорта: 

- увеличение ресурса двигателя в 1,5 раза;
- увеличение межремонтного периода работы двигателя;
- уменьшение затрат на обслуживание и ремонт;
- увеличение срока службы моторного масла в 1,5 раза;
- увеличение срока службы свечей зажигания;
- уменьшение уровня шума мотора минимум в 2 раза.

Председатель топливного комитета палаты подчеркнул, что при переводе двигателя автомобиля на газ наблюдается снижение мощности, но оно не будет существенным: 7-10% у легковых автомобилей и до 15% у грузовиков и тягачей. Что же касается общественной значимости вопроса, то здесь в первую очередь необходимо помнить о сокращении количества токсичных выхлопов: при переходе на метан снижение составляет по СО – в 2–3 раза, NO – в 1,2 раза, СН – в 1,3–1,9 раза.

Собравшиеся отметили, что основой сети метановых заправок в регионе должны стать автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и модульные станции. Газ будет поступать на них по газопроводам. С помощью оборудования его давление будет увеличиваться до 20 МПа (200 атмосфер) и в таком виде закачиваться в баллоны транспортных средств. 

Алексей Попов прокомментировал перспективы переоборудования сельскохозяйственной техники в районах области. По его мнению, на сегодня этот процесс не станет массовым в силу сформировавшейся инфраструктуры заправки техники в агрохозяйствах. В большинстве случаев она осуществляется непосредственно на территории сельхозпреприятий. А регулярное передвижение крупногабаритной техники по территории района до АГНКС, с пересечением федеральных и областных трасс, является крайне сложным процессом – как по организации, так и по затратам. При этом, с учетом того что расходы на ГСМ составляют лишь 5-10% от себестоимости конечной продукции, экономия на топливе не станет определяющим фактором для большинства аграриев. Однако, в случае если сеть метановых заправок станет достаточно плотной в районах области, сельхозпредприятия, по мнению Алексея Попова, могут начать процесс переоборудования двигателей на газ. 

Роман Жихарев и Мария Маслова дали оценку потенциальной емкости рынка метанового топлива в регионе. На сегодня подобные двигатели использует порядка 1% воронежских автомобилей. 

Причин низкой популярности метана несколько. И главную из них обозначил Алексей Трепалин:

– Сложился порочный круг, когда бизнес не вкладывает в заправки из-за отсутствия потенциальных клиентов. А потенциальные клиенты не появляются в том числе и из-за недостаточного числа заправок.

Участники совещания подчеркнули: государство пытается разорвать этот порочный круг. Только на пропаганду преимуществ метановых двигателей в рамках программы «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива» выделяется 200 млн рублей в год. С учетом числа участвующих субъектов Федерации – порядка 8-9 млн на область. Но наш регион эти деньги пока не привлек. Что же касается параметров участия Воронежской области на 2020 год, то планируется переоборудовать  на метан почти 2 тыс. транспортных средств. Также программа предусматривает строительство в текущем году 10 метановых заправок. На субсидии потенциальным инвесторам выделено 360 млн рублей из федерального и 40 млн рублей из областного бюджетов.

Интересно, что, по официальным данным, стоимость возведения АГНКС – 160 млн рублей. Хотя, как показывает реальный опыт, цена может доходить и до 210 миллионов (для сравнения: «классическую» АЗС можно поставить и за 50 млн). Из всей суммы затрат до 40 млн рублей компенсирует государство. 

Роман Жихарев и Мария Маслова рассказали, что в 2019 году в Воронежской области были выплачены субсидии за четыре метановые заправки: одна из них принадлежит «Газпрому», две – «Воронежнефтепродукту», и одну на ул. Серафимовича построил частный инвестор. Таким образом, на сегодня в регионе действует 15 метановых заправок: девять в области и шесть – в Воронеже. 

– Число заправок станет стремительно расти, когда у них появятся потенциальные клиенты. Но люди, несмотря на явные плюсы метана, не спешат переоборудовать авто, – отметил Алексей Трепалин. –  Почему? Во-первых, конечно, дорого. В рамках федеральной программы, автовладельцы могут получить 27 тыс. рублей при переводе на метан легкового автомобиля. А прямые траты на оборудование составят все 90 тысяч. К тому же деньги получает не автовладелец, а компания, переоборудующая ему автомобиль. Предполагается, что с учетом субсидии она сделает человеку скидку. Но сделает ли? Во-вторых, сегодня процесс перерегистрации транспортного средства после установки газового оборудования крайне сложен и бюрократизирован. Информационная поддержка автовладельцев вообще отсутствует. К сожалению, представители транспортной полиции не смогли прийти на наше совещание. А к ним вопросов более чем достаточно. 

Господин Трепалин высказал уверенность: информировать население о плюсах метана как топлива, создавать «коридор» максимального благоприятствования при перерегистрации соответствующих изменений в ГИБДД, возводить новые АГНКС – все это необходимо делать комплексно. Данные направления требуют слаженных действий власти, бизнеса, полиции и активной информационной работы. По сути, региону необходима дорожная карта реализации федеральной программы и жесткий контроль за исполнением этой карты. 

В итоге участники совещания приняли решение вернуться к поднятой ими теме вновь, проведя расширенное заседание комитета по регулированию топливного рынка ТПП Воронежской области с привлечением широкого круга представителей бизнеса, ведомств и органов власти.