Комитеты ТПП

Комитет по торговле и пищевой промышленности

Заседание подкомитета в сфере СМИ (19.09.2018)

19 сентября в конференц-зале Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» состоялось заседание подкомитета в сфере СМИ комитета по торговле и пищевой промышленности палаты под председательством гендиректора Издательского дома «Свободная пресса» Юрия Таранцова.

Основным вопросом повестки дня стало обсуждение наиболее острых проблем, стоящих перед производителями печатных СМИ и связанных с дистрибуцией выпускаемой продукции. Речь здесь идет в первую очередь о нерентабельности газетных киосков. По этой причине в ближайшее время с воронежских улиц может исчезнуть 13 торговых точек, продающих газеты и журналы.

– Мы, издатели, крайне заинтересованы, чтобы эта отрасль держалась на плаву и сама себя обеспечивала, – отметил, открывая заседание, Юрий Таранцов. – Потому что если не будет сети распространения печатной продукции, издателям придется просто уйти с этого рынка. Если районные СМИ еще во многом работают по подписке, то в городе это в основном розница. Как издателю мне, конечно, хотелось бы, чтобы в газетных киосках и павильонах продавались только газеты и журналы, но надо понимать, что сегодня на одних газетах не выжить.

В качестве наглядной иллюстрации своих слов председатель раздал присутствующим фотоснимки киосков и павильонов, показывающие, как организован сбыт газет и журналов в Челябинске и Калининграде, в которых Юрий Иванович лично побывал некоторое время назад. Выяснилось, что ассортиментный перечень челябинских и калининградских точек продаж гораздо шире воронежского: помимо полиграфии, там реализуют билеты на концерты, продают игрушки, а также торгуют мороженым, кофе на вынос, сигаретами, чипсами, семечками и т.д., причем эта прочая продукция занимает больше половины торговой площади киоска или павильона. Происходит это не от хорошей жизни: именно «сопутствующие товары» приносят владельцам торговых точек основной доход, позволяющий реализовывать на этих же площадках и печатную продукцию. «Если бы не сигареты, мы бы давно закрылись», – пояснили господину Таранцову ситуацию тамошние продавцы.

– Нам всем неплохо было бы взять на вооружение успешный опыт других регионов, – предложил Юрий Иванович.

Участники заседания в режиме свободного диалога прокомментировали услышанное. Все единогласно сошлись на мнении, что нерентабельность газетных киосков сегодня действительно является большой проблемой: снижение выручки приводит к тому, что становится нечем платить заработную плату киоскерам. Чтобы удержать ее на приемлемом уровне, приходится идти на сокращение ставок и вместо двух продавцов держать одного. Но тогда киоск превращается в односменный, выручка падает еще больше. Получается замкнутый круг.

По словам присутствующих, одна из основных причин нерентабельности газетных киосков состоит в неудачном их расположении в местах с низким трафиком. Выходом из сложившейся ситуации мог бы стать перенос киоска на новое место без аукциона, но сейчас закон не позволяет этого сделать. К этому добавляются сложности согласования нового места размещения киоска с Водоканалом и прочими хозяевами подземных коммуникаций, тем более что требования в этой сфере в последнее время существенно ужесточились.

Что же касается продажи в газетных киосках и павильонах прочей продукции, то некоторые из участников заседания пытались это осуществить. Опыт оказался скорее негативным, чем позитивным. При реализации продуктов питания к газетным киоскам начинают предъявляться особые требования, связанные с соблюдением определенных санитарных норм: в частности, в таких киосках должны быть оборудованы водопровод, канализация. Продавцам требуются медицинские книжки, нужно строго следить за сроками реализации товаров, чтобы не допустить просрочки. Множество вопросов приходится решать с областным управлением торговли.

Попытки продавать продукты питания, реализующиеся в упакованном виде, вызвали свои сложности. Например, шоколадные батончики (типа «марсов», «сникерсов») можно реализовывать только зимой, потому что летом они без холода тают, а возможность поставить холодильник есть далеко не в каждом киоске. 

Длившийся примерно полгода эксперимент с продажей кофе на вынос также не увенчался успехом: минимальная рентабельность возникала при продаже не менее 75 чашек в день. В реальности же иногда продавалась одна чашка в три дня. В этом смысле газетным киоскам трудно выдерживать конкуренцию с местными сетями фаст-фуда («Русский аппетит», «Робин-Сдобин») и киосками с шаурмой, которые зачастую расположены по соседству.

Неудачными оказались и идеи реализации других товаров: книги продавались, но неактивно, зубные щетки не пошли вообще, как и фильтры для очистки воды. Пробовали торговать моющими средствами и товарами бытовой химии, но в итоге отказались от этой идеи: продавцы жаловались, что им просто нечем дышать.

– Мы пробовали разные варианты, вплоть до того что косметику пытались продавать. Сейчас торгуем мелкой кожгалантерейной и текстильной продукцией, канцтоварами, – поделился своим опытом гендиректор Группы компаний «Сегодня-пресс» Игорь Тимофеев. –  В итоге мы сегодня имеем шесть узлов успешных киосков, где есть нормальная выручка, и эти киоски подпитывают нерентабельные.

Выслушав прозвучавшие мнения, Юрий Таранцов предложил несколько конструктивных решений хотя бы частичного снижения остроты имеющейся проблемы. Так, выходом из ситуации, сложившейся с нерентабельными киосками, могло бы стать обращение во властные структуры с просьбой освободить их от арендной платы (платы за право на размещение), а сэкономленные на этом средства пустить, например, на оплату труда киоскеров, что, по логике, должно привести к росту выручки. Помимо продажи продуктов питания в киосках можно было бы организовать реализацию билетов на концерты и прочие культурные мероприятия, установить световые табло с бегущей рекламой и т.д. 

Собравшиеся поддержали идею поиска нестандартных решений по преодолению возникших сложностей и наметили выработать свои предложения в течение недели.

– Хотел бы в завершение нашего заседания поблагодарить Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области» и лично его руководителя Юрия Федоровича Гончарова за предоставленную возможность коллективно обсудить имеющиеся у нас проблемы, – резюмировал Юрий Таранцов. – Думаю, что совместными усилиями мы сможем добиться решения всех возникающих вопросов.