Комитеты

Комитет по торговле и пищевой промышленности

Цена за право установки объектов нестационарной торговли – вопрос спорный (17 сентября 2015 г.)

17 сентября в Торгово-промышленной палате Воронежской области состоялось очередное заседание Комитета ТПП ВО по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

Вновь говорили о наболевшем. На повестку дня был поставлен вопрос о снижении цены за право установки объектов нестационарной торговли.

Тема определила состав участников. В заседании комитета приняли участие представители объединений предпринимателей, исполнительных и законодательных органов власти, ТПП ВО:

  • Ерихонов Илья Леонидович – Председатель Комитета ТПП ВО по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, первый заместитель председателя Правления ВРСП «ОПОРА»;
  • Петровский Сергей Владимирович – 1-й вице-президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области;
  • Тимофеев Игорь Александрович – депутат Воронежской городской Думы;
  • Гончарова Татьяна Григорьевна – председатель правления ВООО «Объединение предпринимателей»;
  • Громова Елизавета Владимировна – Управление имущественных и земельных отношений администрация городского округа г.Воронеж;
  • Седых Ирина Ивановна – начальник нестационарных торговых объектов управления по развитию предпринимательства, потребительского рынка и инвестиционной политике администрация городского округа г.Воронеж;
  • Гончарова Александра Тихоновна – Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области;
  • Бурханов Леонид Викторович – заместитель председателя ВООО «Защита предпринимателей»;
  • Бурханов Антон Леонидович – исполнительный директор ВООО «Защита предпринимателей»;
  • Беспятов Сергей Алексеевич – объединение предпринимателей и работодателей «ОПОРА»;
  • Минаков Александр Иванович – объединение предпринимателей.

Тема, побудившая сесть за один стол предпринимателей и представителей власти, не нова.

Предпринимательское сообщество будоражат как сами суммы, которые приходится платить за право установки объектов нестационарной торговли, так и методика расчета цены за право установки объектов нестационарной торговли, т.е. пресловутых павильонов и киосков. А цена с недавних пор рассчитывается по-новому.

Методику разрабатывала победившая в торгах оценочная компания, которая и проводила оценку нестационарных торговых объектов. А таковых сейчас на территории Воронежа насчитывается ни много ни мало 2600. Из них 600 идут под снос уже в ближайшее время. А ведь это чьи-то рабочие места, доход самих предпринимателей, порой, весьма невеликий, и такая важная для государства составляющая, как самозанятость населения…

Позиция власти ясна и очевидна. Хочешь работать: чинить обувь, хлебом или овощами торговать, – заключай себе договор, плати назначенную государством цену за право установки объектов нестационарной торговли, обихаживай территорию рядом с ним да работай в волнениях, как бы этого места не лишиться, ведь преимущественное право на заключение договора есть, увы, далеко не у всех предпринимателей.

Но это не единственная проблема. В ходе весьма оживленного обмена мнениями стали очевидны еще несколько аспектов, на которые явно стоит обратить внимание.

Вопрос первый прозвучал из уст Татьяны Григорьевны Гончаровой – председателя правления ВООО «Объединение предпринимателей». А зачем вообще убирать киоски? Эта мера на руку сетевикам-ритейлорам, но совсем не выгодна населению. За хлебушком в «Ашан» не набегаешься… Нестационарные торговые объекты легко решают проблему пресловутой «шаговой доступности» магазинов, оперативно подстраиваются под нужды населения, меняя направленность и ассоримент товаров, гораздо более чутко реагируют на запросы потребителей. Так может и не стоит лишать людей права самим выбирать, где покупать: в огромном супермаркете или в крохотном киоске? И плюсы, и минусы есть и у тех, и у других.

Вопрос второй – как снизить цену за право установки объектов нестационарной торговли, чтобы оставшиеся субъекты предпринимательства, отчаявшись, не позакрывали свои ИП. А процесс уже запущен, и, по слова руководителей объединений предпринимателей, редеющие членские базы организаций – грустное тому подтверждение.

Между тем, во всем мире малый и средний бизнес и есть опора государства: зарабатывают сами, новых рабочих мест не требуют, а создают их сами, да и лепта от этого сектора экономики в бюджет существенна.

Вот тут и начали копья ломать. Методика, по которой сейчас рассчитывается цена за право установки объектов нестационарной торговли, предпринимателей явно не устраивает. Выяснились парадоксальные вещи. Например, при оценке нестационарного объекта учитывалась степень благоустройства территории. В результате вклад предпринимателя в благоустройство повышал рыночную оценку и, соответственно, цену за право установки объекта нестационарной торговли. Получается замкнутый круг: зачем бизнесмену тратиться на благоустройство, если это увеличит для него же цену за право установки объекта нестационарной торговли.

Вспомнили про опыт других регионов: Москвы, Липецка, Нижнего Новгорода, Ростова. Где-то устанавливают фиксированные ставки, которые меняются в зависимости от зоны (дальше от центра – дешевле); где-то вводят коэффициенты в зависимости от места, наличия коммуникаций и даже вида бизнеса…

Но и такой подход не панацея. Малый и средний бизнес как раз и отличают мобильность, гибкость, свобода маневра в выборе сферы деятельности, товарной группы и т.п.

Прозвучала идея вовсе отказаться от такого платежа или хотя бы объявить мораторий на несколько лет на повышение платы. Но тогда доходов по этой статье лишится местный бюджет. В общем, палка о двух концах.

Несмотря на «высокий градус» темы, обсуждение прошло достаточно мирно. И хотя окончательное решение проблемы, устраивающее всех, пока не найдено, наверное, самым большим достижение встречи стало то, что стороны – предприниматели и власть – наконец услышали друг друга.

Диалог будет продолжен, а пока принято решение всесторонне проанализировать проблему и внести законодательную инициативу в органы власти.

Члены комитета и участники заседания пришли к единому мнению, что определение стоимости за право установки нестационарных торговых объектов путем проведения ее оценки специализированными компаниями привело к необоснованному завышению или занижению данной стоимости в несколько раз, что свидетельствует о несовершенстве методики ее определения.

Комитетом Торгово-промышленной палаты Воронежской области по вопросам регулирования предпринимательской деятельности подготовлен ряд предложений:

  • в вопросе определения стоимости за право установки нестационарных торговых объектов, в первую очередь, изучить передовой опыт регионов, в частности, г. Москвы и Нижегородской области, где применяется методика, основанная на кадастровой стоимости земли и поправочных коэффициентах;
  • создать рабочую группу с участием представителей предпринимательского сообщества для разработки и утверждения данной методики в регионе.

 

Письмо с соответствующими предложениями уже направлено в Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области.

Фото Анны Корнеевой (ТПП Воронежской области)