Комитеты

Комитет по предпринимательству в сфере общественного питания и торговли

Заседание комитета от 28 августа 2017 года

28 августа состоялось заседание комитета по предпринимательству в сфере общественного питания и торговли ТПП Воронежской области под председательством Дмитрия Тарасевича (генерального директора ООО «Таркос»). 

В мероприятии приняли участие начальник отдела регулирования торговой деятельности департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Роман Кравцов, заместитель начальника отдела регулирования торговой деятельности департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Ольга Макунина, супервайзер по развитию ТД «Алко-Люкс» Елена Чеснокова, супервайзер по развитию сети «Алко-Град» Елена Ратненко, директор ОАО «Центрторг» Сергей Кастрюлев, генеральный директор АО «Пятью пять» Любовь Ишкова.

В ходе заседания обсуждались предложения воронежских бизнесменов, направленные на максимальное упрощение получения лицензий организациями и индивидуальными предпринимателями в сфере розничной торговли алкогольными напитками и розничной торговли алкогольными напитками при оказании услуг общественного питания.

Собравшиеся отметили, что сегодня местным коммерсантам достаточно трудно получить лицензию, что связано с целым рядом факторов:  бизнесменам приходится оформлять множество необходимых для лицензирования документов, а в случае их неверного оформления всю процедуру приходится начинать заново. Таким образом, получение лицензии может затянуться на достаточно долгий срок. При этом в ходе прохождения всех юридических процедур предпринимателю приходится оплачивать аренду всех необходимых помещений, хотя прибыли с них он в этот период не получает. В связи с этим поступило предложение изменить существующее положение дел и при получении лицензии ввести порядок, при котором достаточно предъявить в лицензирующий орган лишь справку об уплате госпошлины и договор аренды или права собственности на помещение, отвечающего требованиями для лицензирования, чтобы получить лицензию. Это возможно, так как в федеральном законодательстве не сформулировано явным образом требование предоставления каких-либо других документов (техпаспорта, экспертного заключения, паспорта БТИ и т.д.). В ходе обсуждения этого вопроса было высказано предложение в регламенте подачи заявления на лицензирование объекта убрать из перечня обязательных к подаче документов выписку о постановке на кадастровый учет («зеленку»), заменив ее распиской о сдаче документов. Это позволит ускорить получение лицензии минимум на месяц. 

Кроме того, в ходе заседания было отмечено, что некоторые региональные требования при получении лицензии являются избыточными. Так, запрет на наличие в складском помещении раковины и крана отсутствует в федеральном законодательстве. К тому же в современных условиях, при ежедневном получении и выкладке товара многим торговым точкам вообще не нужен склад (сегодня его наличие необходимо для получения лицензии). Требование об обязательном присутствии туалета в магазине также вызывает сложности, особенно в том случае, когда арендуется часть помещения с совместным доступом в туалет. 

В своих выступлениях бизнесмены высказали также мысль о том, что расстояние от магазинов, продающих алкоголь, до социальных объектов, составляющее сегодня 100 метров, целесообразнее считать не по радиусу, а по реальным пешеходным дорожкам от входа в социальный объект до входа в магазин. Выступавшие привели примеры, когда в одном доме на первом этаже могут находиться и магазин, торгующий алкоголем, и детский сад. И за счет размеров дома путь от магазина до детского сада может составить 100 и более метров. Само расстояние, как считают предприниматели, тоже должно измеряться не столь жестко, поскольку были случаи отказов в лицензии из-за того, что до нужной дистанции не хватало буквально полметра. Здесь решить проблему вполне возможно, введя показатель допустимой погрешности (например, плюс-минус 5 метров). По мнению коммерсантов, следует пересмотреть и список медицинских объектов, рядом с которыми нельзя открывать магазин, исключив из них заведения типа массажных салонов, стоматологических кабинетов, пунктов забора крови и т.п.

Отдельную дискуссию вызвал вопрос о невыдаче лицензии в случае обнаружения у заявителя долгов перед различными структурами (например, неуплата штрафа или долг перед налоговыми органами). Предприниматели привели примеры, когда в лицензии было отказано по формальным показателям – за несерьезные долги в несколько копеек, возникшие чисто технически в результате перерасчетов. В итоге было предложено в регламент проверки задолженности по налогам и сборам установить границу суммы задолженности в пределах 10% от стоимости лицензии и ввести приостановку в выдаче лицензии (вместо отказа в ее выдаче) до момента погашения всех задолженностей.

В ходе заседания члены комитета и присутствовавшие на собрании бизнесмены обсудили и ряд предложений, также касающихся упрощения получения лицензии, но реализуемых на федеральном уровне. Например, требование к площади торговой точки в 50 кв. м сейчас явно избыточно (особенно это относится к небольшим магазинам формата «у дома»); 30 кв. м было бы вполне достаточно. Кроме того, поступило предложение снизить стоимость лицензии и внедрить дифференциацию стоимости лицензии в зависимости от населенного пункта, установив ставки пошлины за получение лицензии до 30 тыс. рублей для Москвы и Санкт-Петербурга, 10 тыс. рублей для остальных городов и 3,5 тыс. рублей для сельских поселений. При получении 5-летней лицензии оплачивать ее удобнее было бы в рассрочку, в отдельности за каждый год.

Отдельными пунктами шли предложения о возможности разрешить в населенных пунктах с населением менее 5 тыс. жителей розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, снизить минимальную розничную цену на водку до 190 рублей за литр, а также разрешить продажу алкогольной продукции на территории рынков и ярмарок, на тематических фестивалях, выставках, праздниках под открытым небом (пивные, винные фестивали, фестивали кулинарии и т.д.).

Все предложения, обсуждавшиеся на заседании комитета, в дальнейшем будут направлены в правительство Воронежской области для возможного внесения изменений в существующее законодательство как регионального, так и федерального уровня.

Протокол