Комитеты

Комитет по развитию агропромышленного комплекса (АПК)

Круглый стол на тему «Обеспечение ветеринарного (эпизоотического) благополучия территории Воронежской области как фактор устойчивого развития и конкурентоспособности отрасли животноводства»

1 февраля 2017 года в конференц-зале Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» состоялся круглый стол на тему «Обеспечение ветеринарного (эпизоотического) благополучия территории Воронежской области как фактор устойчивого развития и конкурентоспособности отрасли животноводства».

В мероприятии приняли участие 1-й вице-президент Союза «ТППВО» Сергей Петровский; заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области Дмитрий Изюмов; депутат Государственной Думы ФС РФ Андрей Марков; председатель комитета по развитию АПК Торгово-промышленной палаты Воронежской области Владимир Маслов; представитель АСИ, руководитель проекта «Рамонская индейка» Дмитрий Остроушко; руководитель управления ветеринарии Воронежской области Семен Першин;  межрайонный природоохранный прокурор, старший советник юстиции Алексей Сапрыкин; доцент кафедры паразитологии и эпизоотологии Воронежского аграрного университета им. Императора Петра Первого, кандидат ветеринарных наук Анна Скогорева; директор МКУ "Развитие сельскохозяйственного производства" Бобровского муниципального района Владимир Яровой, представители комитета по развитию АПК исотрудники торгово-промышленной палаты.

Модератором обсуждения выступил Роман Савенков.

До сведения присутствующих было доведено, что решением Россельхознадзора (РСХН) от 20.01.2017 Воронежская область признана неблагополучной по нескольким заболеваниям животных – африканской чуме свиней и модулярному дерматиту (КРС). Дальнейшая работа РСХН по установлению статусов по заболеваниям животных приведет к присвоению Воронежской области статуса неблагополучной еще по целому ряду заболеваний животных, в том числе общих с человеком. 

Формально установленными последствиями «неблагополучного» статуса для сельхозпроизводителей являются:

- ограничения продаж на российском рынке, запрет экспорта продукции;

- ограничения перемещения продукции по территории России: рост транспортных издержек, усложнение логистики;

- рост тарифов настрахование и иной косвенный экономический ущерб.

Фактические последствия неблагополучия региона:

– неконтролируемое распространение инфекционных заболеваний;

- огромный экономический ущерб сельхозпроизводителям, бюджету и населению;

- социальное напряжение, обусловленное чрезвычайными ветеринарными мероприятиями, в первую очередь, уничтожением поголовья.

В ходе обсуждения полученной информации были выделены следующие наиболее важные вопросы:

- Как сделать Воронежскую область благополучной по статусам инфекционных заболеваний?

- Как остановить распространение инфекций? Какие совместные действия надлежит предпринять государству, бизнесу и обществу, чтобы регион стал благополучным?

Семен Першин считает необходимым проводить усиленный мониторинг территории по заболеваниям животных с тем, чтобы установить «зоны исключения», сохраняющие ветеринарное неблагополучие, а остальную территорию признать благополучной.

Однако для этого, равно как и для обеспечения в целом норм ветеринарной безопасности, требуется сплошной достоверный учет животных и в сельхозорганизациях, и особенно в хозяйствах населения.

Дмитрий Изюмов обратил внимание участников круглого стола на то, что представление сведений о количестве поголовья для населения носит добровольный характер и только 20% граждан представляют достоверные сведения о наличии животных в хозяйстве. Эти же 20% соблюдают правила убоя и перемещения животных. Остальные скрывают поголовье, не обеспечивают надлежащее ветеринарное сопровождение, не представляют информации о падеже и убое животных.

Дмитрий Остроушко отметил, личные подсобные хозяйства представляют «бомбу замедленного действия», так как именно оттуда распространяются самые опасные инфекционные заболевания, из-за которых уничтожается поголовье и крупных промышленных комплексов, и населения.

Владимир Маслов акцентировал внимание присутствующих на том, что ни одна система защиты, «биобезопасности», не может противостоять такому запредельному уровню инфекционного давления на среду – вирусы инфекционных заболеваний повсюду (на подворьях, на свалках, на дорогах, на транспорте, на одежде людей). В этой ситуации должны быть принята генеральная линия на ветеринарное благополучие территории. Однако мы наблюдаем в целом правильные, но разрозненные действия отдельных служб, не приводящие к результату.

Алексей Сапрыкин назвал залогом успеха эффективное взаимодействие  в обеспечении соблюдения законодательства о ветеринарии и повышении уровня ветеринарного благополучия территории. Алексей Николаевич также выразил мнение, что в данной ситуации необходимы: четкие поручения правительства области всем службам; повышение штрафов за нарушение ветеринарных правил, которые на данный момент несоразмерны наносимому сельскому хозяйству вреду; неукоснительное соблюдение ветеринарного законодательства организациями, занимающимися животноводством, и жесткий контроль за устранением выявленных нарушений. Далее прокурор привел пример проверки ферм, занимающихся мясным и молочным скотоводством – было выявлено множество нарушений, в т.ч. в части содержания животных на неогороженной территории, утилизации биологических отходов. Из 27 проверенных и получивших предписания субъектов только треть исполнила требования прокуратуры, 2/3 субъектов не устранили выявленные нарушения.

Подводя итоги круглого стола, Андрей Марков предложил сформулировать инициативы для федеральных органов власти, в т.ч. о внесении изменений в законы; активизировать разъяснительную работу с населением, малым и средним бизнесом по поводу соблюдения законодательства о ветеринарии, привлекая общественные и отраслевые объединения, уполномоченных представителей по защите прав предпринимателей; и выразил готовность организовать мероприятия по рассмотрению обсуждаемых вопросов и прозвучавших инициатив на федеральном и региональном уровне, в Государственной Думе, Воронежской областной Думе, правительстве области.