Гражданский кодекс: на пороге перемен

В настоящее время Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации подготовлен законопроект, вносящий масштабные изменения в 1-4 части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). По предварительной информации, внесение законопроекта в Государственную Думу планируется в первом квартале 2011 года.

Основные положения законопроекта были освещены в рамках международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования гражданского законодательства», состоявшейся 22 ноября на площадке ТПП России.

Законопроектом предлагается внести изменения, затрагивающие, в частности, условия ведения предпринимательской деятельности в России. Ниже представлены некоторые его положения, которые, на наш взгляд, имеют наибольшую важность для бизнес-сообщества.

 

  1. Полномочия по регистрации юридических лиц и ведению Единого государственного реестра предлагается передать от налоговых органов органам юстиции (ст.51 новой редакции ГК РФ). При этом в государственной регистрации юридического лица может быть отказано в случае несоответствия устава юридического лица закону (подпункт 3 пункта 5).
  2. Новая редакция ГК РФ устанавливает более жесткие правила для деятельности организаций, зарегистрированных в оффшорных зонах (пункт 8 новой редакции статьи 51 ГК РФ). Согласно предлагаемым положениям, юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения и (или) не требующего предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций, может осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации при условии депонирования в органе юстиции достоверной информации о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. Депонированная информация может быть раскрыта самим юридическим лицом или на основании решения суда. Риск последствий депонирования недостоверной информации, равно как осуществление деятельности на территории Российской Федерации без депонирования указанной информации, несет это юридическое лицо.
  3. Единственным учредительным документом для всех юридических лиц будет устав (пункт 1 статьи 52 новой редакции ГК РФ). Учредительный договор исключается из перечня учредительных документов.
  4. Предлагается значительно увеличить размер уставного капитала (пункт 2 статьи 662 новой редакции ГК РФ):
    • с 10 000 до 500 000 рублей - для ООО;
    • с 10 000 до 5 млн. рублей – для непубличных АО (организационно-правовая форма, призванная заменить существующие в настоящее время ЗАО);
    • со 100 000 до 100 млн. рублей – для публичных АО, которые должны стать аналогом существующих в настоящее время ОАО (пункт 5 статьи 97 новой редакции ГК РФ).
      Оплачивать уставный капитал можно будет только в денежной форме, причем три четверти его должны быть оплачены до государственной регистрации общества (пункты 3-4 статьи 662 новой редакции ГК РФ).

  5. Согласно пункту 2 статьи 54 новой редакции ГК РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по месту его нахождения, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия в указанном месте своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по этому адресу. Таким образом, данное положение предполагает, что юридический адрес организации должен совпадать с фактическим адресом.
  6. Также законопроектом предполагается переработать положения ГК РФ о некоммерческих организациях.

ТПП РФ в ближайшее время направит свои замечания по проекту в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации.