События

все События

Иван Корнюшкин: «Перевозчикам нужна грамотно сформированная система поддержки»

12:05 08 августа

Председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике ТПП Воронежской области рассказал о наиболее актуальных проблемах местной транспортной отрасли

– Иван Евгеньевич, скажите, что представляет собой сегодня транспортный парк Воронежа? Насколько он нуждается в обновлении, о котором все говорят? 

– Сегодня на воронежских маршрутах используется около полутора тысяч транспортных единиц различной вместимости. На линию ежедневно выходят примерно 1150-1200 единиц. Основной пассажирский транспорт в Воронеже – автомобильный (такси, автобусы и т.д.). Электрический транспорт представлен небольшим количеством троллейбусов – порядка 40-50 единиц.

Замечу, что транспортные компании Воронежа проводят достаточно последовательную работу по обновлению подвижного состава. Если брать транспорт большой вместимости, то он требует незначительной замены: 10-20 единиц из 250-280 имеющихся. 

– А с чем, на ваш взгляд, связаны основные проблемы отрасли?

– Главная задача любой транспортной системы (автомобильной, железнодорожной, авиационной) – оптимальная и безопасная доставка грузов и пассажиров, а также решение вопросов оперативного характера во время чрезвычайных ситуаций. Сегодня воронежская транспортная отрасль большей своей частью находится в зоне коммерческих отношений: не более 15% перевозок выполняется муниципальным транспортом, остальной транспорт находится в частных руках. Город обеспокоен такой ситуацией и предпринимает меры, которые позволили бы увеличить долю муниципального транспорта, власти стараются находить деньги для приобретения транспорта и передачи его муниципальным предприятиям. Например, ведется переговорный процесс по приобретению троллейбусов – в частности, с Москвой, с Московской областью. Конечно, здесь есть вопросы по технической части эксплуатации троллейбусов: это содержание подстанций, троллейных линий. Внимание им уделяется, хотя понятно, что то, что утрачено, сложно восстановить.

Проявившиеся сегодня в Воронеже проблемы на пассажирском транспорте связаны прежде всего с тем, что, с одной стороны, перевозка пассажиров носит социальный характер, то есть городские власти обязаны обеспечивать своевременную, безопасную и доступную перевозку пассажиров. А с другой стороны, для транспортников (как и для любых других коммерческих предприятий) перевозки – это в первую очередь предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. И финансовая сторона играет в этом деле большую роль.

– В городе постоянно идут разговоры о повышении стоимости проезда. С другой стороны, водители маршруток уже давали понять, что готовы бастовать из-за низкой, по их словам, зарплаты. Как обстоят дела в этой сфере на самом деле?  

– В 2015 году между мэрией и перевозчиками были заключены договоры на 5 лет. Тогда же были установлены предельные тарифы оплаты проезда – сначала 15 рублей, а в 2017 году – 17 рублей. Сегодня разговоры идут о более высокой стоимости проезда.

Вопрос упирается в отсутствие материальных ресурсов, которые необходимы прежде всего для повышения заработной платы работникам транспортных предприятий, а также для обеспечения ремонта подвижного состава, приобретения запчастей. Средства также нужны на проведение организационных мероприятий – обучения сотрудников, повышения квалификации, подготовки специалистов по транспортной безопасности. Все эти моменты напрямую влияют на обеспечение транспортной безопасности, безопасности перевозок.

В первую очередь речь идет о повышении зарплаты. Чтобы водители могли быть удовлетворены условиями своей работы, не увольнялись и т.д., зарплата должна соответствовать тому уровню нагрузки, который сегодня, к сожалению, значительно превышает нормы, установленные законодательством. Со стороны водителей идет колоссальная переработка. Мало того, что это все не оплачивается должным образом, так вдобавок это напрямую влияет и на безопасность перевозок. У людей накапливается усталость – и физическая, и психологическая. А когда водитель находится в таком состоянии, он уже не способен порой нормально работать – ни управлять транспортным средством, ни общаться с пассажирами. Отсюда – конфликты, жалобы на грубость водителей. Отсюда – и невыходы на работу, и пропуски рейсов: ездить по городу порожняком днем и после 21 часа, когда пассажиропоток минимален, никому не хочется.  

Есть у перевозчиков еще и такая статья расходов, как поддержание в надлежащем состоянии конечных остановочных пунктов. Хотя земля под этими объектами принадлежит не им, а городу,  городские власти эти затраты почему-то перекладывают на перевозчиков. То есть владельцы маршрутов обязаны содержать объекты на конечных остановках своих маршрутов. Для этого они вынуждены нанимать на работу уборщиков, самим что-то порой делать, ремонтировать не хватает времени и сил. И это при том, что состояние остановок на маршрутах, которые обязан содержать город, порой очень далеко от идеального. Кое-где на остановках элементарно нет крыши над головой горожан, ждущих транспорт. Это, на мой взгляд, нонсенс. С одной стороны, мы говорим об «умных» остановках, об «умных» светофорах, о цифровизации дорожного движения, а с другой, если побеседовать с водителями, то они не особо этот «ум» чувствуют. Никто не против нововведений, улучшающих дорожную ситуацию. Но для этого нужен сбалансированный подход. Нужно смотреть, на что в первую очередь выделять средства. Если пассажирский транспорт не будет получать достаточного финансирования, он перестанет быть привлекательным для водителей, они не будут работать в этой сфере. 

– Как возглавляемый вами комитет может повлиять на сложившуюся ситуацию?

– Что касается автобусных перевозок, то комитет по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты Воронежской области, председателем которого я являюсь, уделяет много внимания этой проблеме. На заседаниях комитета рассматриваются вопросы с участием опытных и грамотных специалистов, экспертов. Надо сказать, что именно благодаря работе комитета была налажена коммуникация транспортников с профильными департаментами города и области. Если несколько месяцев назад перевозчики узнавали о том, что происходит в отрасли, из новостей СМИ, то теперь есть возможность взаимодействовать напрямую, приглашая ответственных руководителей на заседания комитета. 

– Какие вопросы вам приходится решать в ходе заседаний комитета?

– Например, в прошлом году последнее заседание было по топливу. Сейчас это одна из наиболее острых тем: происходящее сегодня подорожание топлива крайне беспокоит транспортников. Отмечу, что до июня этого года работала договоренность на уровне правительства России и нефтяных компаний с госучастием, в рамках которой они дали гарантию, что повышения цен не будет. Но в то же время монополисты – «Роснефть», «Лукойл» – держат цены на бензин, продавая его на своих заправках. Они не отпускают его дешевле более мелким топливным компаниям, которые представлены в том числе и в нашем регионе ¬– это ВТК, «Юкон», «Калина Ойл» и другие. Они вынуждены продавать топливо дороже, поскольку приобретают его у монополистов уже с наценкой. Мы, участники того заседания, полагали, что цены для нас будут прогнозируемы. Сейчас эта договоренность канула в Лету, сегодня цены растут. Механизма стабилизации цен на топливном рынке сегодня нет. Этот вопрос требует ясности. К слову, наш комитет на том заседании стал инициатором того, что сегодня в ТПП образован комитет по топливу. Мы планируем с ним сотрудничать.

А на последнем на текущий момент заседании мы рассматривали обращение управления экономики городской администрации в ТПП с просьбой дать оценку действующему положению о транспортном обслуживании населения в городе Воронеже. Мы, транспортники, видим, что для того, чтобы этот документ функционировал по-настоящему, его надо существенно переработать. От членов комитета даже поступило предложение не переделывать его, а разработать полностью новый документ. И мы ожидаем реакции управления по экономике на эту нашу инициативу. Надеюсь на следующей неделе обсудить этот вопрос с руководителем этого управления. Планируем провести комитет, пригласить на него представителей мэрии, чтобы обсудить, чем мы можем помочь управлению экономики в создании этого документа.

– А каковы в связи с этим, на ваш взгляд, перспективы развития местной отрасли пассажирских перевозок?

– Одна из злободневных тем, рассматриваемых комитетом, – это тема взаимодействия между перевозчиками и городской администрацией. В следующем году завершатся договоры между мэрией и перевозчиками. До сих пор непонятно, что предприниматели будут делать в следующем году. Нам сегодня важно понять, каков взгляд городских властей на этот процесс. Они должны сформулировать положения нового контракта. В нем необходимо указать обязанности сторон, определить ответственность за их невыполнение.

Главный вопрос, стоящий на повестке дня, – это тариф. Должна была быть дана оценка состояния действующей системы пассажирских перевозок, чтобы выявить не соответствующие сегодняшнему дню экономические моменты. А затем, исходя из новаций, которые используются у нас в стране, исходя из зарубежного опыта, принять решение по созданию нового проекта системы перевозок.

Должен сказать, что сегодня эта работа городом ведется. Система пассажирских перевозок в настоящее время актуализируется. К этой работе были привлечены представители дорожной отрасли – в частности, РосдорНИИ.  Проект подразумевает и изменение маршрутной сети, и изменение типов составов, и создание новых инфраструктурных объектов – транспортно-пересадочных узлов. Транспорт развивается, требования к нему растут, соответствующим образом возникает потребность в более образованных водителях, квалифицированных руководителях и т.д. И это все должно найти отражение в новом проекте. Он сейчас пока в стадии подготовки. Предоставить новую концепцию пассажирских перевозок РосдорНИИ обещал в сентябре 2019 года.

Но, к сожалению, ведется эта работа не слишком прозрачно. Можно сказать, что некоторые структуры, напрямую заинтересованные в решении этого вопроса, не включены в процесс его реализации. Проводятся какие-то «междусобойчики», высказать на них свою квалифицированную оценку нам невозможно. Даже у меня как у председателя комитета ТПП по транспорту не всегда есть возможность участвовать в процессе создания новой системы. 

– Какие еще меры предпринимает транспортный комитет ТПП для решения назревших проблем? 

– Недавно в рамках нашего комитета мы создали подкомитет по транспортному обслуживанию населения. Целью его создания мы определили разработку стандартов пассажирских перевозок. Стандарт – это документ, который формализует деятельность перевозчика и определяет те требования, которые позволяют оценить работу перевозчика: и качество перевозок, и их безопасность, и их эффективность, и доступность. Сейчас мы на стадии  определения, какие же стандарты нам необходимы.

Стандарта как документа, связующего все законные и подзаконные акты с этикой перевозчика, сейчас нет. Роль Торгово-промышленной палаты Воронежской области в этом вопросе уникальна, поскольку именно через работу комитета город получает инициатора этого процесса, а Воронеж фактически является, можно сказать, пилотным регионом, где эти стандарты будут сформулированы. Транспортные компании, входящие в комитет, фактически сами перед собой поставили эту задачу. Сегодня у нас есть уверенность в необходимости подобной работы. Нужно дать надлежащую объективную оценку перевозчикам, которые действуют на рынке пассажирских перевозок.

– Скажите, а что будет, если в результате применения стандартов пассажирских перевозок выяснится, что какие-то транспортные компании не укладываются в требуемые нормативы?

– Очевидно, что какая-то группа перевозчиков будет укладываться в стандарты и работать нормально. При этом вполне возможно, что другая группа не сможет выполнять эти стандарты. Будет, скорей всего, и переходная группа, которая сегодня выполнила стандарты, а завтра что-то у них не получилось. Наличие таких групп – это уже предмет применения соответствующих законов, включая ту же финансовую помощь, государственную поддержку. Она должна быть направлена на тех, кто вкладывается в свою работу. Кто-то вошел с новациями – им тоже можно помочь. Мы должны перейти от субъективной оценки качества работы перевозчиков к объективной. Иногда приходится слышать, что на работу перевозчиков поступает много жалоб. Мол, плохо работают. Возникает вопрос: в чем это проявляется? В чем измеряется? Власть, перевозчики и пассажиры, обсуждая этот вопрос, должны говорить на одном языке, оперировать одинаковыми понятиями и показателями. 

Ближайшая наша задача в связи с этим – получение объективных сведений от структур, которые занимаются контролем работы транспорта. Это, например, Центр организации дорожного движения. У них есть система диспетчеризации, благодаря которой можно видеть движение каждого автобуса в реальном времени. Однако четкого контроля за временем прохождения маршрута у них нет. А нам надо выстраивать эту систему. Никого же не удивляет, что поезда прибывают точно по расписанию – до минуты. Получать эти сведения о каждом перевозчике в оперативном режиме – для меня как для председателя транспортного комитета это одна из главных задач на сегодня. Только благодаря этому можно будет дать оценку, как работает тот или иной маршрут, как на этом маршруте работает тот или иной автобус. Получив такую оценку, мы уже тогда сможем посмотреть, сопоставить, достаточно ли такого промежутка времени или надо сократить время прохождения того или иного участка пути, чтобы пассажир своевременно получал качественную услугу: не ехал в переполненном автобусе, не ждал его на остановке. 

– Насколько я понял, в своей работе вы планируете опираться на сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами?

– Безусловно. В целом можно сказать, что концентрация имеющихся в перевозках проблем потребовала нового подхода со стороны всех структур, которые занимаются перевозками. Это органы исполнительной власти, это сами перевозчики, это общественные организации, такие как Торгово-промышленная палата Воронежской области, отраслевые союзы, объединения автотранспортников, другие организации, деятельность которых направлена на обеспечение взаимодействия предпринимательского сообщества с властью. 

Когда мы говорим, что перевозчикам нужна грамотно сформированная система поддержки, мы имеем в виду не просто деньги, а возможность долгосрочного планирования своего развития. Не такие уж и плохие у нас перевозчики. Главное – найти взаимодействие между органами власти и перевозчиками, и сделать это можно на платформе ТПП Воронежской области.

Подписка на рассылку