События

все События

Владимир Деревенских: «Мер поддержки МСП много, и мы хотим, чтобы предприниматели знали о них»

16:28 23 июля

Председатель комитета по содействию МСП в вопросах финансирования, финансовой и юридической грамотности рассказал о ближайших планах в работе своего комитета по информированию бизнес-среды об имеющихся мерах поддержки со стороны государства

– Владимир Борисович, почему сегодня так важно своевременно доносить до предпринимателей информацию о тех или иных мерах господдержки МСП?

– Сегодня поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства включает в себя огромное количество различных механизмов и мер. Это направление лизинга, направление инвестиций, направление просто субсидирования. Но сейчас представители МСП, к сожалению, плохо владеют информацией о том многообразии мер и механизмов, которые ныне существуют.

Получается очень интересная ситуация: с одной стороны, малый и средний бизнес хочет получить поддержку от государства, нуждается в ней, для многих эта проблема стоит достаточно остро; а с другой стороны, эта поддержка формально наличествует, но деньги не могут найти своего адресата. Поэтому наблюдается парадокс: огромное количество средств, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса, не расходуется, не доходит до предпринимателей, потому что на него просто нет запросов. Из-за этого создается впечатление, что эта поддержка никому не нужна.  Но это ложное впечатление, потребность в поддержке у предпринимателей есть. 

Оговорюсь, что, пожалуй, единственный механизм, который более или менее работал, – это поддержка Минпромторга в вопросе лизинга. В рамках этой поддержки можно было приобретать в лизинг определенное имущество, в частности – автотранспорт отечественного производства. Для него Минпромторг предлагал достаточно интересную систему льготного лизинга, компенсируя лизинговой компании от 10 до 12,5% стоимости. Таким образом, автомобиль становился на эту сумму дешевле. Например, «КамАЗ», который стоит около 5 млн. рублей, становился дешевле для клиента на 500 тыс. рублей. Это, я считаю, существенная поддержка. 

Но, к сожалению, и эта мера уже завершается. На нее было выделено, если не ошибаюсь, 4 млрд. рублей, которых, по мысли авторов проекта, должно было хватить до конца года. Однако де-факто программа завершилась в течение буквально двух-трех недель: средства оказались исчерпаны. Некоторые компании столкнулись даже с такой ситуацией: в момент подачи заявки эта программа еще работала, а к моменту завершения рассмотрения заявки и вынесения положительного решения мера поддержки уже закончилась. 

– Можно ли надеяться на продолжение этой программы?

– Да, насколько я знаю, Минпромторг ходатайствует, чтобы ее возобновили. 

Но я хотел бы обратить внимание всех предпринимателей на то, что, помимо содействия в лизинге, существует колоссальное количество других механизмов поддержки МСП. И задача нашего комитета – составить реестр этих механизмов и предложить его представителям малого и среднего предпринимательства. Чтобы любой бизнесмен из числа МСП мог ознакомиться с этим реестром, где простым, доступным языком объяснялось бы, на что он может рассчитывать: сельхозник – на свои меры поддержки, промышленник – на свои. Потому что сегодня все это многообразие не то чтобы кем-то скрывается, но большинству предпринимателей просто не известно.  Мы же хотим сделать так, чтобы они стали общедоступны и чтобы их было легко понять. Чтобы любой субъект малого и среднего бизнеса мог этими мерами поддержки воспользоваться.

– Ваш комитет готов заниматься этой работой?

– Да, готов. Думаю, что мы уже на этой неделе проведем ряд встреч с представителями областных департаментов, располагающих информацией обо всех имеющихся мерах поддержки, после чего постараемся все это систематизировать и в некоем едином документе представить. Говорят, что подобные списки уже где-то существуют – вполне возможно, что их необходимо просто более широко обнародовать.

– У вас уже есть какие-либо идеи, как это можно осуществить?

– Да. Нам хотелось бы создать при возглавляемом мною комитете некий механизм в формате «одного окна», с тем чтобы предприниматели – члены Торгово-промышленной палаты или просто бизнесмены – могли обращаться в наш комитет и получать ответы на свои вопросы именно в направлении мер поддержки МСП.

– Рассчитываете ли вы при этом использовать те инструменты, которые может предложить вам Торгово-промышленная палата Воронежской области как ее членам?

– Разумеется! Торгово-промышленная палата в настоящий момент является тем органом, который может дать предпринимателям возможность решения многих проблем в той или иной сфере бизнеса. Это действительно механизм поддержки деловых начинаний.  Подобрать варианты решения проблем, реализации какого-либо проекта, помочь в процессе, организовать деловые встречи, предоставить полезную информацию – в этом смысле роль ТПП трудно переоценить.

Видя открывающиеся в связи с этим возможности, мы и решили создать наш комитет именно на площадке палаты, поскольку грустно было наблюдать, как вот это направление по поддержке МСП не продвигается никем. 

– Традиционный вопрос в конце: ваши ближайшие планы?

– Полагаю, на следующей неделе мы проведем заседание, на котором скорректируем название нашего комитета, заменив слово «финансирования» на «инвестиций», поскольку заниматься мы будем не только решением вопросов в сфере лизинга, а инвестициями более глобально.

Подписка на рассылку