События

все События

Юрий Гончаров: «Предприниматели из воронежской глубинки оценили бизнес-климат области и получили квалифицированную поддержку»

16:31 04 декабря

Президент региональной ТПП и уполномоченный по защите прав предпринимателей Воронежской области – об итогах мониторинга развития предпринимательства в муниципальных образованиях

– Юрий Федорович, не могли бы вы для начала в двух словах рассказать о том, что собой представляет мониторинг бизнес-климата Воронежской области, как он проводится? 

– В течение ноября этого года Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области» проводил мониторинг развития предпринимательства в муниципальных районах нашего региона, инициированный департаментом предпринимательства и торговли регионального правительства. Главной задачей этого многолетнего исследования является четкое определение того, как само предпринимательское сообщество оценивает экономический климат нашего региона, какие проблемы и препятствия сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства в Воронежской области, какими видятся бизнесу взаимоотношения с местной властью.

Мониторинг проводился в двух основных формах: в виде личного анкетирования (заполнения граф заранее подготовленного бланка анкеты) и в электронном виде (на сайте в сети Интернет). В обоих случаях предпринимателям, принимающим участие в анкетировании, гарантируется полная анонимность. Каждый респондент оценивает бизнес-климат конкретно своего муниципального района или городского округа. По результатам совокупности полученных оценок выводится среднее значение параметров по Воронежской области в целом. Итоги, полученные в результате проводимого Торгово-промышленной палатой мониторинга, широко используются правительством региона при анализе качества работы муниципальных образований.

– Мониторинг проводился силами палаты?

– Совершенно верно. В этом году мы охватили анкетированием всю область: 34 муниципальных образования – от Аннинского до Эртильского, включая Борисоглебский городской округ, Нововоронеж и, конечно же, Воронеж – все шесть районов города. В этой работе было задействовано множество сотрудников палаты, включая руководство: мониторинг осуществляли я как президент ТПП Воронежской области и региональный бизнес-омбудсмен, вице-президенты палаты Сергей Петровский, Илья Бельтюков, Николай Щипелев, руководитель организационного отдела Светлана Писклёнова, сотрудники этого отдела Виктор Пятибратов и Михаил Маслов, руководитель ЦРПК Надежда Бредихина, руководитель информационной службы Александр Марочкин. Отдельно отмечу председателя согласительного комитета палаты Андрея Кухтина, который в ходе мониторинга также провел несколько встреч с представителями бизнес-сообщества муниципальных районов нашего региона как поверенный уполномоченного по защите прав предпринимателей Воронежской области.

– Можно ли уже подвести какие-то предварительные итоги прошедшего опроса предпринимателей?

– Непосредственно данные состоявшегося мониторинга будут обработаны и проанализированы к концу декабря текущего года. Но уже сейчас, в ходе встреч с представителями деловых кругов разных районов области, по тем вопросам, которые они нам задавали в рамках этих встреч, мы сумели определить ряд наиболее острых, злободневных для предпринимателей проблем.

Так, предприниматели сразу нескольких районов пожаловались на завышенный, по их мнению, налог на имущество, начисленный по итогам 2017 года и рассчитанный исходя из кадастровой стоимости этого имущества. Местных бизнесменов больше всего возмутило то, что, по имеющейся у них информации, объекты торговли крупного ритейла не попали под налогообложение по кадастровой стоимости, а самый сильный налоговый «удар» пришелся как раз на малые и средние предприятия розницы. Представители предпринимательского сообщества просили при этом обратить внимание на такой существенный момент: иногда площадь торговых объектов, на которой непосредственно ведется торговля, составляет гораздо меньшую величину, чем та, что отражена в данных Росреестра.  

Если эта информация подтвердится, то сложившаяся ситуация не просто несправедлива, но и может свидетельствовать о нарушении принципов конкуренции, поскольку говорит о более выигрышном положении одних участников рынка по отношению к другим. 

Вопрос этот действительно оказался острым для предпринимателей в районах, многие из них действительно оказались не готовы платить те суммы налогов, которые были им начислены.

В этой ситуации мы порекомендовали администрации района проработать варианты снижения налога на имущество, поскольку данный вопрос находится в границах их компетенции: районные депутаты имеют возможность внести изменения в местный бюджет, пересмотреть размеры налоговых платежей, с тем чтобы создать более комфортные условия для представителей малого и среднего бизнеса. Кроме того, мы посоветовали местным бизнесменам обратиться в комитет по оценочной деятельности, судебной экспертизе, кадастру и консалтингу Торгово-промышленной палаты для рассмотрения вариантов возможного снижения кадастровой стоимости принадлежащего им имущества, что также должно привести к уменьшению величины начисляемого налога.

– Что еще волнует представителей малого и среднего бизнеса в районах нашей области?

– В одном из районов местные предприниматели обратились с жалобой на проверки, проводимые трудовой инспекцией. По словам представителей деловых кругов, данные проверки проводятся по инициативе департамента труда и занятости населения Воронежской области и носят внеплановый характер.

Замечу, что этот вопрос требует отдельной проработки, потому что с точки зрения реформы контрольно-надзорной деятельности количество проверок в наши дни должно сокращаться, а не увеличиваться. Это относится в том числе и к трудовой инспекции. Для проведения таких проверок должны быть достаточно серьезные основания. Происходящее сегодня внедрение риск-ориентированного подхода побуждает контрольно надзорные ведомства к категорированию субъектов предпринимательской деятельности.  Таким образом, проведение проверки – плановой или внеплановой – должно быть напрямую связано с той степенью риска, которая соответствует тому или иному предприятию. Здесь же речь идет сразу о нескольких случаях проверок. Так что этот вопрос требует дальнейшего разбирательства.

– Были ли какие-то специфические жалобы или обращения по поводам, не характерным, скажем, для Воронежа?

– Да, были. Например, представители аптечного бизнеса в районах в ходе встреч высказывали свои опасение относительно внедрения Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов (ФГИС МДЛП). По задумке создателей системы, она призвана защитить население от фальсифицированных лекарственных препаратов, а также вывести из оборота контрафактные и недоброкачественные лексредства. Маркировка лекарственных препаратов станет обязательной с 1 января 2020 года. Местных предпринимателей волновала финансовая сторона нововведения, поскольку проект предлагает возложить основные затраты по внедрению данной системы именно на самих бизнесменов. А это автоматически ведет к увеличению стоимости лекарств и, соответственно, потере конкурентоспособности на рынке. В первую очередь это относится к мелким предпринимателям.

Интересно, что, по имеющейся у меня информации, представители фармацевтического бизнеса Воронежа как раз не усматривают для себя какой-то серьезной проблемы в связи с внедрением ФГИС МДЛП. В то же время для представителей районов это, как показала наша встреча, является серьезной проблемой. В качестве ее решения можно посоветовать мелким и средним предпринимателям воспользоваться государственной программой поддержки фармацевтических производителей и дистрибьюторов. В рамках этой программы Фонд развития промышленности предоставляет льготное заемное финансирование на целевые закупки оборудования для маркировки лекарственных препаратов. То есть определенная государственная поддержка в части расходов на оборудование предполагается. 

Также в качестве еще одной меры по преодолению возможных затруднений в реализации данной системы предпринимателям районов, работающим на фармацевтическом рынке, было предложено вступить в Торгово-промышленную палату Воронежской области, с тем чтобы принять участие в создании профильного комитета и уже через него при необходимости отстаивать свои деловые интересы.

Подписка на рассылку