События

все События

Представители областной власти и бизнеса обсудили проект Стратегии социально-экономического развития нашего региона до 2035 года

09:29 09 апреля

Все замечания, предложения и дополнения со стороны предпринимательского сообщества, прозвучавшие в рамках прошедших круглых столов, будут отражены в итоговом документе

5 апреля в БЦ «Романовский» состоялись два круглых стола по обсуждению итогов работы рабочей группы №7 «Развитие высокотехнологичного промышленного комплекса, связи, информационных и коммуникационных технологий» и рабочей группы №11 «Развитие малого и среднего бизнеса в Воронежской области» по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. Организатором мероприятий выступили департамент экономического развития Воронежской области и Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области». 

В работе круглых столов приняли участие временно исполняющий обязанности руководителя департамента экономического развития Воронежской области Анатолий Букреев, заместитель директора АУ ВО «Институт регионального развития» Ольга Хорошилова, начальник отдела стратегического планирования и аналитической работы департамента промышленности Воронежской области Мария Пигунова, начальник отдела стратегического планирования и внедрения механизма управления по результатам департамента экономического развития Воронежской области Валентина Жданова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Илья Бельтюков, доцент кафедры управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами ВФ РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Шубина, председатели комитетов и подкомитетов ТПП ВО, представители воронежского бизнес-сообщества.

– Сейчас идет общественное обсуждение Стратегии-2035, мы уже получили около 80 отзывов, большей частью положительных. Высказанные замечания носят конструктивный характер, все они будут переданы в рабочие группы, и нынешний документ обязательно будет дополнен теми рекомендациями, которые поступили в ходе общественного обсуждения, – сообщил, открывая работу первого круглого стола, Анатолий Букреев. – Отдельно отмечу предложения, поступившие за подписью президента Торгово-промышленной палаты Юрия Федоровича Гончарова, об усилении поддержки малых и средних предприятий, развивающих промышленное производство 

В конце апреля обсуждаемая стратегия будет вынесена в Министерство экономического развития, продолжил Анатолий Букреев. Согласование в Минэкономе займет пять-шесть месяцев, после чего ближе к концу 2018 года документ будет представлен в Воронежскую областную Думу, где и будет принят соответствующий закон о данной Стратегии.

Далее с докладом «О стратегических направлениях развития высокотехнологичного промышленного комплекса Воронежской области на период до 2035 года» выступила Мария Пигунова. По ее словам, основными целями Стратегии-2035 являются модернизация структуры экономики и социальной сферы, инновационное развитие экономики и социальной сферы, укрепление позиций хозяйствующих субъектов области на национальном и мировых рынках продукции и услуг. Ожидаемые результаты стратегии – рост объема отгруженной промышленной продукции и производительности труда в промышленности в 3,6 раза к базовому 2016 году (по целевому сценарию развития; по базовому сценарию рост составит 2,5 раза; по консервативному – 1,7 раза). 

Основной проект, который даст наибольший эффект для экономики региона, – это проект Государственного фонда развития промышленности Воронежской области. Его утверждение проектным комитетом планируется уже в текущем году. 

Председатель комитета ТПП ВО по строительству и недвижимости Григорий Смирнов обратил внимание на такой пункт доклада, как стимулирование и развитие внутреннего спроса. По его словам, этот пункт является одним из ключевых, поскольку именно внутренний спрос дает базу региональной промышленности. В этом смысле нужно подумать о неких барьерах на пути такой недобросовестной конкуренции. Сделать это можно, например, за счет более широкого информирования потребителей (особенно в сельских районах) о качестве товара тех или иных производителей.

Илья Бельтюков поинтересовался, о каких именно проектах по импортозамещению идет речь в Стратегии, когда говорится о 17 проектах в 8 отраслях промышленности. Мария Пигунова пояснила, что это проекты, профинансированные Фондом развития промышленности: «Космос-Нефть-Газ», «Промтекстиль», «Акрил» и другие. Кроме того, это проекты, реализуемые ОКПМ, – предприятия и структуры ОПК и военно-промышленного комплекса. Сама конструкция плана по импортозамещению достаточно гибкая: предложения предприятий по включению их проектов в план постоянно поступают, они анализируются и включаются в него.

 Андрей Кухтин высказал предложение в рамках промышленного блока: 

– Сейчас на первый план выходит так называемая экономика простых вещей – то есть производство товаров повседневного спроса. Когда-то воронежские предприятия выпускали множество подобной продукции: отвертки, расчески, шурупы, грабли и т.п. Сегодня это направление может и должно стать приоритетным в развитии экономики Воронежской области. 

Мария Пигунова поддержала эту мысль, сообщив, что эти направления сейчас развиваются по линии диверсификации оборонно-промышленного комплекса. Илья Бельтюков добавил, что все предприятия ВПК – «Созвездие», КБХА, Мехзавод – сейчас взяли в свой штат заместителей руководителей по гражданской продукции (причем объемы этой гражданской продукции в общем объеме производства достаточно значительные), и предложил рассмотреть включение в Стратегию программы содействие предприятиям ОПК в организации на территории Воронежской области производства гражданской продукции с привлечением местных товаропроизводителей.

– Сегодня в рамках одного производства невозможно выпускать продукцию с различными технологическими, экономическими, производственными подходами, – пояснил Илья Бельтюков. – Это явно должно быть новое производство. И область должна иметь возможность поддержать развитие таких производств.

– Самая сложная проблема здесь – маркетинговая, – продолжил развивать мысль председатель комитета ТПП ВО по индустриальному развитию Олег Малышев. – Предприятиям нужно определить, что именно они должны производить. В этом власти должны им помочь, и Стратегия выступает здесь таким ориентиром для бизнеса. 

В рамках второго круглого стола (обсуждение итогов работы рабочей группы №11 «Развитие малого и среднего бизнеса в Воронежской области» по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года) был заслушан доклад доцента кафедры управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами ВФ РЭУ им. Г.В. Плеханова Елены Шубиной «О механизмах реализации стратегических целей развития малого и среднего бизнеса Воронежской области на период до 2035 года».

По ее словам, в качестве приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства Воронежской области предлагается опережающее развитие МСП в высокотехнологичных отраслях экономики, стимулирование инновационного предпринимательства, создание условий для развития социально ориентированного предпринимательства, выравнивание уровня развития МСП на территории Воронежской области. Для этого предлагаются следующие способы реализации поставленных задач: повышение доступности кредитных ресурсов за счет развития альтернативных форм кредитования и активного сотрудничества с Корпорацией МСП, разработка программы поддержки целевых групп малого и среднего бизнеса, развитие системы поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП, совершенствование действующих и создание новых продуктов, предлагаемых организациями инфраструктуры поддержки МСП, создание индустриальных парков для МСП, организация рынка сбыта произведенной продукции и т.д. Отдельные инструменты предлагаются для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах Воронежской области. 

– Решить задачи по развитию сектора МСП быстро и качественно можно только в проектном режиме, на основе проектного управления, – подчеркнула Елена Александровна. – Ключевым проектом из тех, что представлены в Стратегии, является создание единого оператора инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, работающего на принципах «одного окна». Инструменты и финансирование проекта полностью описаны в приложениях к Стратегии.

Еще один важный проект документа – формирование и развитие системы сельскохозяйственной кооперации. Сюда входит внедрение единой системы управления и информирования о возможностях кооперации, организация рынков сбыта продукции, формирование сетей сельхозкооперативов.

Также в число проектов входят развитие молодежного предпринимательства на принципах технологического лидерства с ориентацией на создание инновационной продукции, международная кооперация и экспорт товаров, произведенных в Воронежской области, а также развитие сети промышленных индустриальных парков, ориентированных на субъектов малого и среднего предпринимательства.

Илья Ерихонов поинтересовался, сможет ли Воронежская область достичь числа предприятий МСП в 40% от общего числа субъектов бизнеса. 

– Мы должны ставить перед собой реалистичные задачи. К тому же наша Стратегия – это постоянно актуализируемый документ. Если мы будем наблюдать динамику данного индикатора, мы сможем внести в Стратегию соответствующие коррективы. Появятся у нас возможности ставить более амбициозные задачи – мы их обязательно поставим, –ответил Анатолий Букреев

Олег Малышев высказал предложение по индустриальным паркам: при создании таких парков (независимо от того, частный это парк или государственный) определенное количество площадей в нем должно быть законодательно предусмотрено под нужды предприятий МСП. Присутствующие поддержали это предложение, отметив, что подобная практика уже начала внедряться в имеющихся парках региона. 

Еще один вопрос, поставленный Олегом Михайловичем, касался образовательных программ для предпринимателей с ориентированием на инновационное развитие. С этим напрямую связана и акселерация бизнеса: подобные программы позволяют нанобизнесу переходить в категорию микробизнеса, микробизнесу – в малый бизнес и т.д.

– Я полагаю, что это актуальный вопрос, – согласился Анатолий Букреев. – Мы учтем эту позицию, отработаем ее и в качестве тезиса, предложения или механизма включим в наш стратегический документ.

Председатель согласительного комитета ТПП ВО Андрей Кухтин попросил уточнить, действительно ли молодежное и социальное предпринимательство являются стратегическими приоритетами в рамках документа и как они вписывается в общую стратегию развития МСП. Также господин Кухтин поставил вопрос о конкретных мероприятиях, способствующих развитию МСП (снижение административного давления на малый и средний бизнес и т.д.), на что получил ответ, что конкретные мероприятия, направленные на реализацию Стратегии, будут сформулированы в отдельном документе – Плане реализации Стратегии-2035.

Григорий Смирнов предложил внести в документ изменения, касающиеся кластеров: практика показывает, что кластеры обычно строятся на основе достаточно крупных предприятий, в то время как их поставщиками являются малые и средние предприятия, которые в кластеры не входят. Это положение нуждается в изменении. Участники круглого стола согласились с такой постановкой вопроса.

Председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике ТПП ВО Иван Корнюшкин высказал свое мнение относительно транспортной проблемы нашего региона.

– Транспорт является важным элементом в структуре МСП, – согласился Илья Бельтюков. – В Стратегии есть соответствующий раздел, необходимо подготовить конкретные предложения и передать их специалистам, ответственным за этот раздел.

Олег Малышев поинтересовался, каким образом Стратегия учитывает взаимодействие различных департаментов облправительства при работе с предприятиями МСП:

– Департамент предпринимательства и торговли ставит стратегические цели, связанные с компаниями МСП. Но как только мы выходим на отраслевую специфику, мы входим в зону, например, департамента промышленности или департамента сельского хозяйства. Я сталкивался много раз с тем, что приходишь в один департамент, а тебя отправляют в другой…

– Вот как раз для преодоления этих межведомственных моментов и существует система проектного управления, – ответил Анатолий Букреев. – В принципе, на систему проектного управления должно перейти как российское правительство, так и органы власти на уровне региона. Но пока что у нас структура управления прежняя. 

– Поэтому мы и говорим в Стратегии о создании единого оператора по работе с МСП, – добавил начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Владимир Алферов. – Этот единый оператор сможет оказывать полный комплекс услуг – начиная от образовательных и заканчивая сопровождением проекта по различным органам исполнительной власти.

– Как видите, в нашей Стратегии все необходимые инструменты заложены, – резюмировал дискуссию Анатолий Букреев. – Главное теперь – грамотно этими инструментами воспользоваться. Все прозвучавшие сегодня конструктивные предложения мы обязательно используем в нашей работе, дадим поручения профильным департаментам и другим участникам разработки Стратегии, чтобы они внесли соответствующие коррективы.

Стратегия развития, добавил он, – это первый документ, за ним последуют план и программа реализации стратегии. По словам Анатолия Букреева, к этой работе будут широко привлечены и представители бизнес-сообщества.

Фотогалерея

Подписка на рассылку